Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2012
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Леонтьева Ольга

Педагогика пяти колец

Олимпийские игры задают новые векторы в отношении к детям

Заканчиваются ХХХ Летние олимпийские игры. Все считают завоеванные медали, а мы посмотрим на это грандиозное событие с другой стороны – с точки зрения педагогики.
Открытие Олимпиады – действо, во время которого каждая страна, принимающая Игры, стремится показать свою мощь и свои ценности. Самыми главными, а значит, самыми ценными людьми на этот раз были дети. Девятилетняя девочка, не имеющая никакого отношения к королевской фамилии и правительству, вместе с официальными лицами открыла Олимпиаду, нажатием кнопки выпустив в небо тысячи шаров. Во время торжественной церемонии выступали детские хоры из всех концов Великобритании – у детей были такие счастливые лица…
До последнего момента сохранялась интрига: кто зажжет олимпийский огонь и почему рядом с каждой командой идут или едут на инвалидных колясках дети, в руках у которых по большому металлическому лепестку. Комментаторы увлеченно гадают, кому из великих спортсменов будет предоставлена эта честь, и вот настал заключительный момент. На стадионе – семь молодых британских спортсменов. Они еще не завоевали никаких наград, их имена назвали семь олимпийских чемпионов. Ребята подбежали к трибуне, на которой – лучшие спортсмены Великобритании. Им в руки, предварительно обняв, словно благословив, дают горящие факелы. Им – юным и еще никому неизвестным – аплодирует не только стадион, но и весь мир. Юноши и девушки подбегают к образованному из 205 лепестков (по количеству стран – участников Олимпиады) огромному металлическому цветку и зажигают его. Горящие лепестки медленно поднимаются и вскоре образуют единое олимпийское пламя.
Так хозяева Олимпийских игр показали, что для них дети – разные, удивительные, устремленные в будущее – важнее наград и побед. Впервые олимпийский огонь стал общим, соединился из небольших лепестков огней, горящих за каждую страну, принимающую участие в этом грандиозном событии. Впервые его зажгли не именитые чемпионы, а подростки. Изменился смысл соревнований: они стали направлены в будущее. И сразу вспомнились соревнования и конкурсы, на которых в стремлении к победе дети начинают ненавидеть друг друга: они были хуже, но победили, это не честно!
Спортивные традиции накапливались веками, многие из них очень поучительны. Спортсмены выкладываются до изнеможения, а зрители, поприветствовав победителей, обязательно начинают поддерживать тех, кто слабее. Ярче всего это проявляется во время марафонского забега, стадион не расходится до тех пор, пока последний спортсмен не закончит бег. Последнего встречают такими же овациями, как и победителя: ему было очень трудно, но он не сошел с дистанции, он победил себя. Вот бы и в школе была такая традиция: не ругать тех, кто не успевает за другими, а хвалить за каждый, пусть самый маленький, шаг в учебе…