Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Е.Мишина
Застенчивый ребенок
СПб.: Питер, 2012

Детская стеснительность обычно не воспринимается педагогами и родителями как черта характера, внушающая опасения. Однако автор, занимающийся этой проблемой более десяти лет, напоминает, что иногда со временем «банальное проявление скромности у ребенка перерастает в паническую боязнь чего-то нового и незнакомого».
В главе «Природа застенчивости» выясняется, что стеснение и смущение – во-первых, разные эмоции, а во-вторых, временное явление. Застенчивость же – устойчивая черта характера, иногда сформированная в детстве, иногда врожденная. Следовательно, взрослым лучше обратить внимание на эту проблему вовремя, первые признаки можно увидеть уже к двум годам. И прежде всего понимать, что стеснительный ребенок испытывает большой дискомфорт и напряжение оттого, что он не позволяет себе открыто проявлять эмоции. Результатом может быть повышенная утомляемость и раздражительность.
Прежде всего автор предлагает родителям ответить на несколько вопросов, чтобы определить, насколько застенчив их ребенок. И если уровень достаточно высок, нужно подумать о причинах. Это могут быть, например, повышенная тревожность матери, излишняя строгость отца, авторитарный стиль воспитателя в детском саду. Зачастую взрослые даже поощряют детскую стеснительность, превознося ее как скромность и воспитанность, поскольку она делает ребенка более удобным. Ведь в этом случае он беспрекословно подчиняется, не ввязывается в конфликты, ведет себя смирно.
Если же преодолеть это заблуждение и настроиться на коррекцию застенчивости, придется воспользоваться специальными методиками для повышения самооценки. Действия родителей должны убеждать ребенка в том, что ему доверяют, не сомневаются в его успешности, что взрослые рады разделить с ним общие дела и эмоциональные переживания. Кроме того, можно воспользоваться игровыми упражнениями, собранными в главе «Практическая часть: беззастенчивый ребенок».

Т.Г.Яничева и др.
Полезная книга для хороших родителей
СПб.: Речь, 2007

Хорошими родителями хотят быть, наверное, почти все папы и мамы. Но, не будучи специалистами в области педагогики и психологии, они зачастую не знают, как воплотить в жизнь свои благие намерения.
Авторы, не первый год консультирующие семьи по вопросам детских и подростковых проблем, собрали целый банк родительских вопросов. Ответы на самые распространенные и стали основой для книги. Для начала читателю напоминают о главных принципах взаимодействия с ребенком, которые могут предотвратить появление проблем: вести себя последовательно, согласовывать стратегию воспитания с другими взрослыми, расти вместе с ребенком, помнить, что он – самостоятельное существо и вправе прожить собственную жизнь.
Это должно стать постоянным фоном детско-взрослых отношений. При этом в любой семье время от времени происходят конфликты и недоразумения, возникают проблемы и вопросы.
В книге они рассортированы по главам. А авторы отвечают и дают рекомендации, как справиться с той или иной ситуацией. Например, на что обращать внимание в развитии ребенка до трех лет. Как помочь ребенку научиться справляться с негативными эмоциями и проявлять позитивные. Как реагировать на детские страхи и фантазии. В чем искать причины детской агрессии и что можно ей противопоставить.
Самая объемная глава составлена из вопросов относительно учебы. Родителей тревожат отсутствие мотивации, снижение интереса, недостаточная успешность, дефицит самостоятельности. По каждому вопросу даются более или менее общие рекомендации, перечисляется спектр причин, анализируя которые читатель сможет разобраться в той ситуации, которая беспокоит именно его.