О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Лоренс Коэн
Игры, которые воспитывают
Минск: Попурри, 2009
Автор, американский психолог, много лет занимающийся
игротерапией, предлагает родителям воспитывать своих детей в процессе
игры, получая при этом удовольствие, «радуясь их новым достижениям,
врачуя их ушибы или просто помогая выплеснуть наружу кипучую энергию».
Он считает, что это самый естественный способ взаимодействия с
ребенком, ведь взрослый в совместной игре может «утрясать такие
неизбежные проблемы, как ссоры, борьба за первенство, соперничество
между детьми и другие мудреные случаи», а заодно найдет ответы на
вечные взрослые вопросы «относительно поддержания дисциплины и
правомерности наказания».
Автор сумел удивительно точно найти тональность разговора, не
скатываясь к банальным советам на все случаи жизни и не отвращая
читателя заумными рассуждениями. Ситуации, описанные им, узнаваемы и
легко примеряются к собственному опыту. В то же время он вполне
серьезно объясняет «анатомию» той или иной ситуации, процесса, выявляет
причины разных моделей детского поведения.
Например, в главе «Умение принять бурные чувства (их и наши)» сначала
терпеливо разъясняет, какие эмоции становятся причиной проблемного
поведения, какие социальные мифы и стереотипы приучат нас с пеленок не
выражать свои эмоции свободно и к чему это приводит. Так, детская
агрессия в период развода родителей может быть вызвана тем, что ребенок
стыдится сказать открыто: «Я испытываю страх и нуждаюсь в тебе». Игра
же дает простор для щедрого выражения эмоций. Автор предлагает
множество простых и привлекательных игровых ходов, чтобы помочь ребенку
в этом.
А.Ю.Татаринцева,
М.Ю.Григорчук
Детские страхи
СПб.: Речь, 2007
Для начала авторы предлагают определить, что такое страх,
выяснить причины разных его типов: «К сожалению, в большинстве случаев
страхи возникают именно по вине родителей» – из-за семейных неурядиц,
недостаточного внимания со стороны взрослых или, наоборот, гиперопеки.
В разном возрасте ребенок боится разных вещей: наказания со стороны
родителей, разлуки с ними, воды, замкнутого пространства, катастроф,
смерти – и это только в дошкольном возрасте. Начиная с семи лет ребенок
осваивает новую социальную позицию и… обзаводится новыми страхами.
Для того чтобы справиться с ними – а детские страхи, к счастью,
проходят довольно быстро и практически бесследно, если помочь ребенку
вовремя, – нужна достаточно эффективная диагностика. Авторы советуют
предложить ребенку внушительный список страхов и расселить их по двум
домам: то, чего ребенок боится, отправится в черный домик, а нестрашные
страхи – в красный. Параллельно проводится опрос родителей. После этого
можно приступить к процессу выявления причин преодоления. Одним из
наиболее действенных методов авторы считают куклотерапию. «Кукла или
мягкая игрушка – заменитель реального друга, который все понимает и не
помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства
детей».
Значительная часть книги посвящена тому, как изготовить разные типы
кукол и как их использовать для работы с детскими страхами. Например,
разыгрывать этюды, писать письмо своему страху. Для коррекции разных
страхов предложено несколько комплексов игровых заданий и упражнений.
Поскольку и в появлении, и в преодолении детских страхов большую роль
играют родители, для них разработан специальный тренинг. А для тех, кто
решится на самостоятельные инсценировки, предложены соответствующие
тексты.