Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ПОНИМАНИЕ


Куценко Елена, Иванов Дмитрий

ФГОС: краткий толковый словарь понятий

Говоря о перспективах модернизации школы, чаще всего упоминают стандарты нового поколения: какие изменения они принесут, что нового в требованиях, какие способы проверки нам грозят. Учителя нервно скупают в книжных магазинах и разыскивают в интернете рекомендации по новым формам работы и отчетности. И только в одной сфере сохраняется почти полное молчание – в области основополагающих понятий.
«Стандарт направлен на обеспечение... условий для индивидуального развития всех обучающихся», «Системно-деятельностный подход предполагает: ...ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». А уверены ли все участники процесса модернизации – от учителей до архитекторов этого колоссального проекта, – что мы одинаково понимаем эти термины? Судя по отсутствию масштабной просветительской кампании, идеологи модернизации оптимистично верят в это. Или не считают существенным подобный разговор с исполнителями-учителями.
Поскольку мы заинтересованы, чтобы продекларированные ценности на самом деле пришли в школу, предлагаем тем, кто хотел бы уточнить свои представления об основных понятиях, но не имеет возможности подробно изучить множество философско-педагогической литературы, несколько статей-диалогов. Один из наших авторов, Дмитрий Иванов, ведущий научный сотрудник Педагогической академии последипломного образования, много лет занимающийся аналитической и экспертной деятельностью, собрал основные понятия и изложил свою точку зрения по некоторым вопросам современного образования. А мы с карандашом в руках читали и задавали вопросы автору с точки зрения практикующего учителя, чтобы понять, как изложенное соотносится со школьной реальностью.

Развитие человека

Что такое развитие...

В истории философской и психолого-педагогической мысли наиболее известны две основные, противоположные по содержанию, идеи развития человека. Все остальные – производные от них.
Первая говорит, что суть человеческой личности полностью определяется тем, что ему передается и им усваивается в процессе обучения, образования, воспитания. Человек – это «tabula rasa», «чистая доска» (Аристотель, Д.Локк, Я.А.Коменский) или сосуд, который надо наполнить знаниями и привести к «всесторонней культуре духа». (Я.А.Коменский). Образование (обучение), социальная среда становится с этой точки зрения сущностью развития человека. 

Вопрос к автору: Интересно, как это отпечаталось на нашей школе, которая, как известно, выросла из школы Коменского? Длинный список обязательных для всех предметов – это чтобы вырастить универсальную личность?

Д.И. Идея «гармонически развитой личности» очень похожа на идею Коменского о «всесторонней культуре духа». Большинство считают, что усвоение школьной программы в полном объеме каждому ученику позволит стать культурным человеком (гармонично развитой личностью). В то же время многие учителя считают, что школьники не умеют применять полученные знания на практике. Их надо этому учить. Получается, что быть культурным человеком и использовать знания для своей жизни – вещи совершенно разные. С этим трудно согласиться.

Согласно другой идее природа активности человека в нем самом, в его природных задатках, индивидуальности, в его «Я» (И.-Ф. Гербарт, Р. Штейнер, А.Г. Маслоу, К. Роджерс). Разворачивание природных задатков человека и есть суть его развития. Образование приспосабливается к индивидуальным особенностям человека, стимулирует их появление и социализирует их, придавая им культурную форму, ничего принципиально в них не меняя.

Вопрос к автору: Следуя этим основаниям, ярко выраженному гуманитарию преподавать геометрию не надо, все равно бесполезно? Будь я школьницей, такая идея привела бы меня в восторг, но сейчас она вызывает у меня вопросы. 


Д.И. Таким образом, как геометрия преподается в традиционной школе, на мой взгляд, конечно не надо. А вот если преподавать геометрию как освоение способов работы с пространством, то это может помочь проявиться будущим дизайнерам, инженерам, архитекторам и даже философам. 

Третья идея пытается снять противоречия между первыми двумя и объяснить сущность человека на основе его естественного созревания и обучения, находящимися в постоянном взаимодействии. На ней, в частности, основывается школа развивающего обучения. Согласно этой идее обучение способствует развитию, но и зависит от него.
Обучение применимо лишь к тому, что способно развиваться и уже развилось до определенной степени.
Согласно четвертой идее развитие протекает в форме обучения и воспитания. Обучению придается центральное значение как главному формирующему фактору. Считается, что если учат, то это автоматически ведет за собой развитие. Итак, рассмотрев основные идеи, можно определиться, что мы подразумеваем, говоря о развитии.

Вопрос к автору: То есть теперь речь пойдет о том, «как на самом деле»? Или это попытка объединить все четыре?

Д.И. Ни то ни другое. Все предыдущие точки зрения и рассуждения помогают выработать свое понимание проблемы.Всякое ли изменение есть «развитие»? Сегодня ребенок одного роста, а когда подрос на два сантиметра, он развился? Селекционер привил ветку к дереву. Произошло ли развитие? 

– Свое понимание проблемы действительно отчетливее прорисовывается, когда прочитаешь о разных взглядах на развитие. Пришли к тебе первоклашки, все удивительно разные. Неужели их можно считать «чистой доской»? И потом, когда склонности и таланты начнут проявляться, дать ли им расти на свободе или тянуть изо всех сил в ту сторону, куда природа отмерила больше? А если у него способности к математике, а рвется ребенок играть в театре? И оправданны ли такие усилия, или ребенок все равно развивается по своей траектории? По ходу жизни мы опосредованно отвечаем на эти вопросы: настойчиво советуем, предлагаем пойти в кружок, ругаем, что зарывает талант в землю…
Теперь же наши стратегии могут стать более последовательными. Особенно если продолжить это трудное чтение и разобраться не только с тем, что такое развитие, но и как оно происходит.

Механизмы развития

На основании изложенного можно сформулировать несколько основных вариантов механизма развития.

Вариант 1: каждый человек имеет примерно одинаковый состав «задатков», но развиваются лишь те, для которых есть благоприятная среда: среда – источник развития.

Вопрос к автору: Что такое среда применительно к школьному образованию? 

Д.И. Это книги, люди, школьный музей и театр, лаборатории, уклад, мастерские, поездки... одним словом, все, что позволяет ученику находить свой интерес, повышать самооценку, выбирать виды и формы работы и деятельности, занимать разные роли и позиции, пробуя себя в них, самостоятельно что-то делать, самому оценивать результат, совершенствовать свои умения по известным ему критериям, получать удовлетворение от процесса обучения. 

Вариант 2: развитие в соответствии с гипотезой о так называемых «сенситивных периодах» в процессе взросления. Именно они определяют, что разовьется у ребенка, если внешнее воздействие было приложено в этот период. Подобная модель базируется на предположении, что у каждого человека в потенции присутствуют все возможные способности. 

Вопрос к автору: То есть все изначально одарены одинаково, и если человек фальшиво поет, с трудом считает в уме, плохо формулирует свои мысли, означает, что в детстве взрослые просто упустили нужные моменты?

Д.И. Именно так (с точки зрения этой идеи)!

Вариант 3: каждый человек имеет уникальный, неповторимый состав задатков. Так же как и в первом варианте, развиваются лишь те, для которых есть благоприятная среда; она может оказаться нейтральной или даже угнетающей по отношению к природным дарованиям человека, но не может принципиально изменить их.

Вопросы к автору: Способности, значит, выдают при рождении не поровну. И есть люди, у которых, лови не лови сенситивный период, талант к рисованию, например, не вырастишь.

Д.И. Думаю, что да. 

– А что касается препятствования развитию, об этом в школе вообще почти никогда не говорится, не учитывается как фактор. Мы, по умолчанию, считаем, что у развития бывает только положительная динамика.

Д.И. Между тем Маслоу писал:
«...человеческая природа чрезвычайно податлива, податлива в том смысле, что культура и среда с легкой небрежностью угнетают или даже убивают в нас присущий нам генетический потенциал, но они не в состоянии породить его или усилить». (Мотивация и личность.)

– Вот с этим я полностью согласна. Сломать, заглушить имеющийся дар можно легко. Даже без злого умысла, даже не заметив, как мы это сделали. А вот «вырастить» то, что не заложено природой или отпущено очень скупо, – я бы не взялась. Тогда, с одной стороны, встает вопрос о диагностике. Ведь взрослому легко будет оправдать свою педагогическую нерадивость отсутствием способностей у ребенка. С другой – о конечном результате обучения, о стандарте. Мы переломаем всего ребенка, дотягивая до положенного уровня то, чего у него нет изначально, и похороним в этих сизифовых усилиях то, что в нем заложено на самом деле...

Вариант 4: каждый человек имеет уникальный, неповторимый состав задатков, которые становятся своеобразным фильтром, отбирающим из внешней среды лишь те факторы, которые способствуют их развитию: задатки – источник развития.
С этой точки зрения что конкретно человек выберет из окружающей его среды – чему он научится, – зависит не столько от обучения, сколько от индивидуальных врожденных особенностей человека. 

Вопрос к автору: Чем этот механизм отличается от предыдущего?

Д.И. Здесь делается акцент не на среде, которая либо способствует развитию, либо препятствует ему, а на самой индивидуальности человека как активном начале.
Возможно, именно индивидуальность человека (его генотип) неявно определяет выбор того или иного образа жизни, профессиональной деятельности и даже характер его проблем и конфликтных ситуаций, в которые он попадает в течение жизни. С этой точки зрения можно даже сказать, что индивидуальность и есть судьба, поскольку человек не может принципиально изменить заложенную в нем программу. 

Вопрос к автору: Как-то безнадежно звучит. А как же свобода воли? Или есть все-таки смысл преобразовывать в себе то, что не нравится, корректировать индивидуальные качества, «выданные в пользование» при рождении? Иначе ценность саморазвития теряет смысл: плыви себе, куда «программа тащит». 


Д.И. Дело в том, что когда «программа тащит», это уже большая удача для человека. Главное не мешать, иначе, как показывает жизнь, может быть очень плохо. Чаще бывает, что программа молчит, и человек не может определить свое предназначение. Человек не оказался рядом с той культурой, с той деятельностью, на которую откликнулась бы его программа. Результат – тотальная неудовлетворенность жизнью.
Теперь несколько слов о «свободе во­ли». С одной стороны, с точки зрения этой идеи никакой свободы воли не существует. Выбора у человека нет! В том смысле, что он действует только одним-единственным образом, какой ему вменен в данный момент жизни всем устройством его индивидуальности, личности, характера (как следствия его программы), его ценностями, верой или неверием, умениями, оценками, комплексами, страхами, отвагой. И другим образом в данный момент он действовать не может. С другой стороны, можно сказать, что свобода воли существует, но только в рамках программы. Например, один будет прилагать усилия для преодоления своего комплекса неполноценности и преодолеет его, а другой так и будет с ним жить, отравляя жизнь себе и близким людям...
Селестен Френе писал: «Ребенок сам строит свою личность, а мы ему в этом только помогаем. Мы (имеется в виду школа, обучение. – Д.И.) лишь расчищаем для них дорогу, и каждый выберет свою, отвечающую индивидуальным склонностям, вкусам и запросам». 

– С этим трудно не согласиться. Но одно дело, когда читаешь довольно отстраненно, другое – если проецировать это на свою ежедневную практику. Получается, что большая часть происходящего в школе никак не способствует развитию ребенка. Вне зависимости от того, какие развивающие цели мы ставим, акт (или скачок?) развития способностей произойдет только если сойдутся ищущий питательную среду интерес ребенка и эта самая среда. В виде человека, книги, ситуации. Придется признать, что школьное образование, конечно, «не заточено» под продуцирование таких встреч. Кстати, как соотносится образование с развитием? Запланируем следующий разговор в том числе и об этом.

Беседовала Елена КУЦЕНКО


Глоссарий. список Понятий краткого словаря

Здесь перечислены понятия, собранные и рассмотренные автором краткого словаря. Некоторые из них станут поводом для наших с ним диалогов. Если вы хотите разобраться в каком-то из понятий, пишите нам, пожалуйста.

Развитие человека
Образовательный стандарт
Понятие
Знание и информация
Культура
Образование
Образовательная среда
Развивающая среда
Обучение
Воспитание
Деятельность. Состав и структура деятельности. Деятельность и активность (функционирование)
Виды деятельности
Учебная деятельность
Продуктивная учебная деятельность
Учебная задача
Системо-деятельностный подход в образовании
Организация своей деятельности
Проектный метод в образовании
Рефлексия
Урочная и внеурочная деятельность
Компетенция
Виды компетенций
Ключевые компетенции
Компетентностная модель выпускника или социальный заказ на образование
Метапредметные образовательные результаты – универсальные учебные действия
Универсальные учебные действия
(из текста новых ФГОС)
Оценивание в образовании
Критериальное оценивание образовательных результатов
Качество образования
Оценка качества образования
Управление качеством образования
Педагогическая технология
Экспертиза и мониторинг
Самооценка учителем своей образовательной деятельности
Основные тенденции развития систем образования в мире