Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО


Абанкина Ирина, Вавилова Анна

Школа меняет статус. Как ей начать хозяйствовать?

Говорит директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина

В номерах 18, 19, 20 мы рассказывали о правовых вопросах, возникающих при переходе образовательных учреждений в статус АУ и БУ. Сегодня наши эксперты Ирина АБАНКИНА и Анна ВАВИЛОВА анализируют проблемы, которые появляются у школ, начавших самостоятельную хозяйственную деятельность.

Школа составляет план финансово-хозяйственной деятельности

У БУ и АУ появился новый документ – план финансово-хозяйственной деятельности (ФХД). Поскольку во многих регионах и муниципалитетах еще не знают, как его составлять, в этом школе могут помочь Минфин, МЦФР, Высшая школа экономики и другие.


– Некоторые директора жалуются, что никто в муниципалитете не может объяснить им, как составлять план финансово-хозяйственной деятельности. К кому можно обратиться?

– Я рекомендовала бы директорам изучить приказ Минфина от  28.07.2010 «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения». Там все прописано ясно и четко. Формально этот документ относится к федеральным учреждениям. Однако трудно представить себе более «вертикальную» структуру, чем финансовые органы: все нормативные документы в регионах составляются максимально близко к минфиновским.

Для образовательной сети субъектов РФ соответствующие приказы должен разработать регион (для учреждений профобразования, сиротских учреждений и т.п.) и муниципалитет (для школ и детсадов). В России переход на финансирование по заданию должен быть осуществлен полностью с 1 июля 2012 года. Поэтому некоторые образовательные чиновники считают, что время у них еще есть, и тянут с разработкой необходимого пакета нормативных документов для школ.

Однако директора ОУ всегда могут выйти на сайт Минфина (www.minfin.ru), задать любой вопрос, связанный с реализацией 83-го ФЗ, и получить ответ от экспертов. А в Тамбовской, Калужской, Брянской, Архангельской областях, республиках Саха-Якутия и Чувашия, в Алтайском и Краснодарском краях Институт развития образования НИУ ВШЭ совместно с местными АПК реализует курсы повышения квалификации по механизмам финансово-экономической самостоятельности для руководителей школ.

– Что отличает план ФХД от обычной сметы?

– План финансово-хозяйственной деятельности делится на несколько блоков. Наименьшие трудности представляет блок, связанный с выплатами. Он будет очень похож на обычную смету: те же направления расходов на оплату, на транспорт, связь, коммуналку. Главные изменения будут касаться поступлений денежных средств. Они складываются из суммы субсидии, получаемой ОУ, и дохода от деятельности. Осенью каждого года проектировки бюджета на будущий год уже должны быть в общих чертах известны. Поэтому сумму субсидии школа будет получать сначала как проектировку, а после принятия регионального или муниципального бюджета – как утвержденную. Многие регионы перешли на трехлетний бюджет, поэтому в основных своих параметрах суммы субсидий школам уже известны.

Новшеством в плане ФХД является обязательная текстовая часть. В ней должны быть указаны цели и основные виды деятельности школы, балансовая стоимость недвижимого и движимого имущества, перечень услуг, которые ОУ оказывает на платной основе. Могут быть и иные расшифровки.

Цели и виды деятельности берутся из устава ОУ. Перечень платных услуг должно сделать само учреждение. Важно отметить, что для плана ФХД необходима полная прозрачность целей и видов деятельности учреждения, а также всех платных услуг, которые оказывает школа.


Главное  – найти верную формулировку для образовательной услуги

Планируя свою финансово-хозяйственную деятельность, АУ или БУ могут сохранить в школе некоторые услуги, изменив их название. Например, заменив «занятия спортом» на «обучение баскетболу»…


– Многие АУ и БУ с удивлением обнаружили, что теперь они не смогут оказывать платные услуги, даже из разряда «социально значимых». Например, школе больше нельзя держать спортивную секцию, которую раньше посещали все ребята из района. Как найти решение?

– Да, сегодня в БУ и АУ можно реализовать только те платные услуги, которые соответствуют основным видам деятельности учреждения. В ОУ это – образовательная деятельность.

Например, если уставом школы в основные виды деятельности включено «оздоровление», то ОУ вправе организовать спортивные секции (не только для себя, но и для учеников других школ, даже для взрослых, с учетом ограничений СанПиНов). Если же вида деятельности «оздоровление» в уставе нет, то существование спортивных секций в школе уже вызывает вопрос. Их можно сохранить, но для этого надо подчеркнуть их образовательный характер: например, «обучение баскетболу».

Если платные услуги (та же спортивная секция) не соответствуют основным видам деятельности школы, есть еще один выход: ОУ может сдать свое помещение в аренду – например, спортивному клубу. Если муниципальное ОУ сдает помещение в аренду другому муниципальному учреждению, им не надо проводить даже конкурс. Если же школа захочет сдать помещение частному учреждению, то последнее должно организовать конкурс, чтобы на конкурсной основе выбрать того, у кого будет снимать помещение. Школа-БУ должна, кроме того, получить разрешение учредителя на сдачу помещения в аренду. В общем, решение можно найти всегда, но с большими хлопотами.

Чтобы снять многие противоречия, эксперты выступают за то, чтобы в России был введен не только ведомственный, но и муниципальный перечень услуг. Муниципальный перечень может включать в себя все услуги, оказываемые гражданам на территории муниципалитета (независимо от учреждения). Например, в школе нет такой услуги, как «урок физкультуры». Есть услуга «реализация общеобразовательной программы». Как быть с уроками физкультуры, которые реализуются на базе ФОКов (физкультурно-оздоровительных комплексов)? Как передавать за них средства и как заказывать эту услугу?

Муниципальный перечень услуг как раз помог бы снять границы между учреждениями спорта, культуры и здравоохранения. Но здесь нужны серьезные управленческие решения.
 

Как узнать цены на платные услуги? 

Муниципалитетам они известны, но им надо об этом напомнить


– Многие школы сегодня пробуют составить свой первый план ФХД. Но директора столкнулись с проблемой: школа не имеет права назначать цены на оказываемые ею платные услуги, а учредитель не знает ни цен, ни тарифов. Как быть?

– Да, действительно такая проблема может возникнуть. В текстовой части плана ФХД школа должна перечислить перечень оказываемых платных услуг (если они есть), а муниципалитет должен установить на них цены и тарифы. Первый вариант: эти цены и тарифы регионом и муниципалитетом еще не разработаны. Поскольку закон еще не полностью вступил в действие (на субсидию, как я уже говорила, мы переходим полностью только с лета 2012 года), для чиновников это может послужить некоторым оправданием. Второй вариант: цены и тарифы на услуги в муниципалитете давно разработаны, а местные руководители либо об этом забыли, либо не знают, как применить их к 83-му ФЗ.

Дело в том, что 83-й ФЗ указывает на порядок определения цен для учреждений федерального уровня. Для госучреждений такие цены и тарифы никогда не назначались. Но школы – это в 99% муниципальные учреждения, которые давно находятся под действием 131-го ФЗ. Этот закон закрепил за муниципальными органами полномочия по установлению цен и тарифов на все муниципальные услуги. Почему многие об этом не знают? Просто этих услуг в те времена еще не было! Ведь финансировались у нас учреждения, а не услуги. Так что очень вероятно, что у муниципалитетов давно есть список тарифов на платные услуги, в том числе и оказываемые в школах. Просто этот список нужно разыскать.

– Если сельской школе для составления плана ФХД нужно установить, сколько стоят те или иные платные услуги, к кому ей лучше обратиться?

– Если это услуги из сферы культуры или спорта (скажем, обучение игре на баяне, хореография, спортивные секции), то далеко ездить не надо: культура и спорт переданы у нас на поселенческий уровень. Возможно, там же школа без труда узнает и соответствующие тарифы. Если же дополнительные платные услуги ОУ связаны именно с образованием, то школе придется обратиться в район: образование у нас управляется с районного и городского уровней.

Если районное управление образованием ничего не знает о существовании перечня услуг и цен, ОУ следует сделать запрос в районный отдел или департамент потребительского рынка и цен. Кроме того, вся информация такого рода собирается обычно у заместителя главы районной администрации по социальным вопросам.

– Если список тарифов на платные услуги в муниципалитете есть, но его не выдают, школа имеет право обжаловать действия чиновников?

– Пожаловаться можно всегда. Но пока руководителям образования в некоторых регионах и муниципалитетах легко отговориться тем, что перечней услуг еще нет и что цены на них не установлены. Отмечу, что есть регионы, где к работе по составлению перечней отнеслись очень серьезно: например, в Краснодарском крае список тарифов на платные услуги в учреждениях был даже опубликован в газетах.

Сможет ли БУ утверждать свой план? 

Существует оговорка в приказе Минфина, которая помогает это сделать

– Разница между БУ и АУ изначально заключалась в том, кто утверждает план финансово-хозяйственной деятельности: у АУ – наблюдательный совет, у БУ – учредитель. Однако директора школ уже слышали, что произошла «маленькая революция»: БУ тоже дадут возможность самим утверждать свой план. Так ли это?

– Не совсем так. Речь идет об оговорке в приказе Минфина от 28.07.2010 «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения», где говорится: учредитель вправе передать полномочия по утверждению плана ФХД самому БУ. Но это – приказ для учреждений федерального подчинения. У представителей регионов и муниципалитетов сразу возникает вопрос: что значат слова «вправе передать»? Передать эти полномочия всем БУ? Или только сильным БУ, имеющим опыт работы? У Минфина разъяснений на этот счет нет. Каждый регион должен сделать собственный выбор и расшифровать это «вправе» так, как считает нужным.

Действительно, заранее спланировать почти ничего не удается: в течение года у учреждения обязательно появляются проблемы. Корректировки приходится вносить ежемесячно, а порой и два раза в месяц! И если они введены, то, в соответствии с приказом Минфина, следует составлять новый план финансово-хозяйственной деятель­ности, с учетом произведенных расходов. Это значит – снова собирать все визы и снова нести план на подпись к учредителю. Эта трудоемкая процедура лишает школу-БУ гибкости и самостоятельности. Действительно, самый простой способ – передать сильной школе-бюджетному учреждению корректировки плана ФХД. С определенным ограничением: если совокупность изменений, например, не превышает 10–20% от общего объема средств. Но пока такого документа я ни в одном регионе не встречала. У АУ подобное право есть, у БУ – пока нет. Будем ждать решения регионов.