Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Витковский Анатолий

Чтобы образовательный запрос ученика не остался без ответа

Тьюторское сообщество разрабатывает стандарт профессиональной компетентности. Но ориентиры стандарт задает не только для тьюторов, но и для педагогического сообщества в целом

9–10 ноября в Москве прошла международная научно-практическая конференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: профессиональный стандарт тьюторского сопровождения». Форум был организован Межрегиональной тьюторской ассоциацией (МТА) совместно с Московским педагогическим государственным университетом. Это первое в новейшей российской истории событие, где обсуждался проект стандарта деятельности профессионала в сфере образования (ни у школьных учителей, ни у вузовских преподавателей на сегодняшний день подобного стандарта нет).
И в этом можно усмотреть парадокс: тьютор – фигура в отечественном образовании новая, но именно в тьюторском сообществе началась разработка стандарта на профессию.
Однако если вдуматься, то это скорее закономерность, чем парадокс.

Принципиально иная парадигма…

Несмотря на то что тьюторы уже не один год существуют в некоторых российских школах, эта должность пока не получила массового распространения в системе образования, и большинство учителей довольно смутно представляют, что, собственно, должен делать тьютор.
По определению президента Межрегиональной ассоциации Татьяны Ковалевой, тьютор – это такая педагогическая позиция, когда специалист напрямую работает с процессом индивидуализации. То есть с процессом проявления и развития самобытности каждого конкретного ребенка, уникальности его жизненного пути.
Задача тьютора – помочь ребенку простроить свой маршрут в пространстве образования, использовать разнообразные школьные и внешкольные ресурсы, чтобы он смог максимально развить природные задатки и реализовать личностный потенциал.
По сравнению с широко распространенным образовательным принципом индивидуального подхода тьюторство – принципиально иная педагогическая парадигма. В отличие от классической позиции учителя, который ведет учеников к известному ему результату, позиция тьютора предполагает, что конечный результат изначально неизвестен. Более того, ребенок сам принимает решение, какой будет его индивидуальная образовательная траектория. Тьютор лишь создает благоприятные условия для этого решения и помогает тьюторанту сделать осознанный и ответственный выбор.

Знак компетентности

В этом контексте разработка стандарта деятельности на профессию – знак того, какие высокие требования предъявляются сегодня к компетентности взрослого, работающего с ребенком. И это относится, на наш взгляд, к работе не только тьютора, но и школьного учителя. Установка на принципиально новые образовательные результаты, заявленные в ФГОСах начального и основного общего образования, поразительно близка задачам тьюторского сопровождения.
Например, условия реализации основной образовательной программы средней ступени должны обеспечивать возможность «индивидуализации процесса образования… реализации индивидуальных образовательных планов», «формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности». Вплоть до того, что обучающиеся должны уметь «самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности».
Спрашивается, кто в школе будет реализовать все эти заявленные стандартом цели? И какими профессиональными компетентностями должен обладать учитель, чтобы всерьез работать с учениками в русле поставленных задач? Но вопросы эти риторические: пока ЕГЭ будет главным ориентиром для школ, эти цели и задачи так и останутся пустой декларацией… И даже введение в школы должности тьютора мало чем поможет.
Но с другой стороны, есть некоторые основания предполагать, что содержание внешних процедур оценивания работы школ будет меняться в направлении, обозначенном стандартами. Кроме того, системные изменения (в частности, изменения в правовом статусе ОУ, переход к «финансированию по заданию учредителя») будут стимулировать директоров к пересмотру концепции и программы развития образовательного учреждения.
Таким образом, как отметила руководитель секции «Тьюторство в общем образовании» кандидат педагогических наук Анна Морозова, для руководителей школ наступает время самоопределения: принимают ли они ценность индивидуализации? И если принимают, то готовы ли развернуть в школе соответствующую работу? Здесь руководителю важно оценить степень готовности к подобной переориентации педагогического коллектива, в том числе готовности отдельных учителей пройти переобучение и занять новую позицию.
В этой связи особое внимание школьному администратору стоит обратить на разрабатываемый сейчас стандарт, где подробно прописано, какую деятельность должен осуществлять тьютор, какими компетентностями ему следует обладать, а также зафиксированы сущностные характеристики тьюторской деятельности.
Так, следует обратить внимание, что тьютор работает прежде всего с образовательным запросом ребенка, то есть с детскими мотивами, желаниями, целями. Отсюда многие заложенные в профессиональный стандарт требования к квалификации тьютора. В частности, он должен: уметь определять область образовательных интересов и образовательных затруднений ребенка; владеть методиками проявления и оформления образовательного запроса; обладать знанием особенностей познавательной активности и мотивации детей разного возраста; уметь анализировать образовательную среду с точки зрения обеспечения образовательного запроса тьюторанта; уметь выявлять субъектов, общение с которыми было бы для тьюторанта перспективно с точки зрения формирования и осуществления его индивидуальной образовательной программы; уметь консультировать по вопросам преодоления трудностей самоорганизации, в том числе средствами тайм-менеджмента…
Отсюда же выдвижение на первый план такого профессионального умения, как способность выстраивать доверительные отношения с детьми (с полным текстом проекта можно познакомиться на сайте МТА www.thetutor.ru ).

Учитель с тьюторской компетентностью

Какова же перспектива тьюторства в российской системе общего образования? Если говорить об оптимальной, с точки зрения некоторых экспертов, ситуации, когда, к примеру, в старших классах на десять учеников будет приходиться один тьютор, то это в обозримом будущем едва ли осуществимо. Гораздо более реалистичным представляется постепенное расширение числа школ, где тьютор решает свои особые задачи совместно с классными руководителями и учителями-предметниками. Вполне возможен и такой вариант, когда тьюторскую позицию будут занимать учителя в отдельных ситуациях взаимодействия с учеником. Именно этот вариант рассматривался участниками секции «Тьюторская компетентность учителя-предметника». Решая тьюторские задачи, учитель, например, может выходить за рамки учебного плана, привлекая знания из смежных областей, обращая внимание учеников на дополнительные образовательные ресурсы и, в частности, на различные точки зрения по определенному вопросу, которые можно найти в интернете. Предоставляя ребятам возможность широкого выбора, педагог тем самым делает шаг к созданию избыточной образовательной среды, что является начальным этапом тьюторского сопровождения. На следующем, навигационном, этапе (показ различных образовательных возможностей и содействие в совершении осознанного выбора) учитель может, к примеру, отслеживать направленность интересов отдельных учеников в предметной сфере и предлагать им попробовать реализовать свои интересы в проектных либо исследовательских работах. Но чтобы делать все это, не сводя тьюторское сопровождение к индивидуальному подходу, педагогу надо овладеть соответствующими тьюторскими компетентностями.

Локомотив перемен?

Конечно, заниматься тьюторским сопровождением в рамках традиционного учебного процесса весьма затруднительно. Гораздо больше возможностей для этого открывается в инновационных педагогических практиках. Например, в практике коммуникативной дидактики «Школа понимания», которую разработали Юрий Троицкий и Валерий Тюпа. Об этом подходе на секции рассказал учитель русского языка и литературы Максим Буланов. Самое важное для авторов «Школы понимания» – это перевод предметных знаний в личностные смыслы ученика. Поэтому, в частности, содержание литературных произведений в коммуникативной дидактике осваивается совершенно иначе, чем на обычных уроках. Основная стратегия нацелена на формирование культуры художественного восприятия у ребенка. Это формирование происходит через креативную деятельность ученика. В «Школе понимания» создана целая программа с 5 по 11 класс, которая выстроена в соответствии с исследованиями, выполненными в рамках психологии возрастного развития. Так, результаты некоторых исследований подтверждают, что этапы развития ребенка поразительным образом соотносятся с различными эпохами в истории человеческой культуры. Скажем, ментальность пятиклассника в чем-то родственна представлениям эпохи классицизма, где многое основывалось на подражании, следовании строгим канонам. И уроки литературы в пятом классе строятся с учетом этой взаимосвязи. Например, во время занятий ребята пишут стихи по «правилам» литературно-художественных жанров. Когда ребенок через себя пропускает процесс создания стихотворения, он начинает иначе относиться к «програм­мным» авторам. В результате встреча со стихотворением Пушкина становится для детей значимым, личностно окрашенным событием. Возникает более глубокое восприятие литературного произведения. А учитель здесь выступает как человек, который создает условия для запуска процесса понимания и сопровождает ребенка в его собственном постижении приемов и смыслов литературного произведения.
С точки зрения Максима Буланова, эта позиция имеет непосредственное отношение к тьюторскому сопровождению. Правда, как заметил педагог, в контексте тотальной ориентации школы на подготовку к ЕГЭ проведение уроков в подобном ключе граничит с «хулиганством». Но как знать, возможно, школы, где появятся учителя с тьюторскими компетентностями, в будущем станут теми локомотивами, которые привезут настоящие инновации в массовое образование.
В заключение стоит сказать, что, по замыслу инициаторов конференции, профессиональный стандарт тьюторского сопровождения должен быть принят к концу первого квартала 2012 года.