Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТИЛЬ И УКЛАД


Харитонова Анжела

Школьный кабинет: создаем настроение для будущей учебы

Дизайн классов можно разнообразить с учетом некоторых принципов и приемов, не требующих особых материальных затрат


Во многих школах летом – ремонт. И сопряжено это обычно с немалыми трудностями. Но все усилия вознаграждаются, когда класс предстает в конце отпуска чистеньким, сияющим, с иголочки. И самое главное, приспособленным именно к вашим требованиям и особенностям ребят, которые будут в нем учиться.

Красный, желтый, голубой – выбирай себе любой?

Самый простой, доступный и эффективный шаг – выбрать подходящее колористическое решение. При выборе будущего цвета стен вашего класса нужно соблюдать немногочисленные, но важные условия. Дети более чутко, чем взрослые, воспринимают окружающий мир. Поэтому цветовой фон не должен быть ни слишком возбуждающим, ни тусклым, темным, подавляющим.
Нужно помнить, что восприятие цвета изменяется в процессе взросления. Малыши, которые учатся в начальной школе, лучше чувствуют себя в окружении ярких, чистых цветов: зеленого, желтого, синего; предпочитают теплые тона. Подросткам же нравятся холодные оттенки и смешанные цвета (например, сиреневый, бирюзовый). Для них уже не так желательны яркие краски, пусть тон помещения, где учатся старшие ребята, будет более приглушенным.
При этом не стоит использовать интенсивные цвета красной и оранжевой гаммы – они будут создавать слишком тревожащий эмоциональный тон и отвлекать от учебы.
Чтобы не создавалось впечатление однообразия, можно при окрашивании стен комбинировать три-четыре цвета. Больше – не нужно, чтобы не рассеивать внимание и не создавать излишней пестроты.
Еще одно правило предлагает вам определить, на какую сторону света выходят окна класса, и учитывать это при выборе колористического решения. Если на север, то лучше остановиться на теплых цветах, которые зрительно добавят уюта в кабинете, куда редко заглядывает солнце. Если же оно с утра до вечера заливает светом класс, выходящий окнами на юг, то холодные оттенки сделают помещение не таким слепящим и жарким.
Определившись в целом – теплые вы хотите краски или холодные, чистые или сложные, смешанные, – можно приступать к выбору конкретных цветов. А для облегчения своей задачи подумать, какую гамму брать за основу. Так сама тема или природное явление подскажет вам естественное сочетание. Например, осенняя гамма: желтый и неяркий оранжевый. Весенняя: зеленый, голубой, желтый.

Фитодизайн

Чтобы вид класса радовал глаз, недостаточно просто расставить горшки с цветами по шкафам и полкам. Продуманная флористическая композиция может стать настоящим эмоциональным оазисом. Для этого не обязательно использовать чрезмерно пышные, экзотические и дорогие экземпляры. Нужно лишь продумать сочетание оттенков, форм, объемов нескольких растений, дополнить этот «островок» сухоцветами и другими природными материалами (раковинами, корой, причудливыми фрагментами веток) и поместить в такое место, где композиция не будет ограничивать свободу передвижения по классу. Лучше в конце кабинета, чтобы не рассеивать внимание тех ребят, кто легко отвлекается.

Избыток информации ее обесценивает

Эту же задачу – направить внимание учеников на то, что происходит на уроке, – призваны выполнять и другие элементы оформления класса. Поэтому, выбирая цвет стены, на которую чаще всего обращены глаза детей, нужно учитывать, насколько она будет поддерживать или скрадывать визуальную информацию. То есть темной эта стена быть никак не может. Кстати, при размещении наглядной информации нужно учитывать психологию зрительного восприятия. Чрезмерное количество наглядных пособий быстро утомляет глаз, и мозг ученика во избежание перегрузки перестает их воспринимать. Поэтому в каждый момент времени перед детьми должна быть лишь та информация, которая актуальна именно сейчас.
Для вывешивания детских работ или других текстов, которые должны быть постоянно на виду, можно использовать разного размера планшеты из ткани, которые легко свернуть или перевесить. Они не должны быть яркими, лучше выбирать разные оттенки серого, белого (не ослепительно белоснежного, а сливочного, например), цвет небеленого холста. Можно запастись и черным, но нужно помнить, что на него лучше прикреплять достаточно крупные объекты. Если же площадь черного фона будет больше, чем сам рисунок, работа «потеряется».

Домик для первоклассника

Каждый школьный день ребенка – это маленькая жизнь, столько в нем событий, эмоций. И все это помимо того немалого объема информации, который должен освоить ученик во время уроков. Поэтому в пространстве класса должны быть зоны отдыха, расслабления. В помещении, где учатся малыши, желательно оборудовать игровое пространство. Эти участки должны быть условно отделены от деловой части класса. Например, цветом стен в этом уголке. На пол хорошо бы настелить ковролин (не обязательно прямоугольной формы), чтобы можно было посидеть и поваляться. И конечно, в этой части класса не должно содержаться ничего травмоопасного.
Младших школьников необыкновенно привлекает маленькое замкнутое пространство. Недаром дети так стремятся устроить себе «домик» под столом. Подобие такого домика может быть и в игровой зоне. Чтобы ребенок мог хоть несколько минут побыть наедине с собой, отдохнуть от обилия людей, общения, обращенного на него внимания, указаний взрослых. Выкроить такие уголки в наших густонаселенных классах трудно, но можно.
Площадь кабинета, конечно, маловата для комфортного размещения двадцати пяти–тридцати учеников. Зато потолки какие высокие! Можно ведь с успехом использовать верхнюю часть класса, оборудовав под потолком стационарные растяжки. А на них подвешивать, например, детские поделки и рисунки. Или размещать декоративные элементы. У нас в кабинете, например, неподалеку от окон висят прозрачные вкладыши, которыми перекладывают DVD-диски, расписанные бабочками. Солнце просвечивает сквозь них, отблески ложатся на стены – ребятам очень нравится.