Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ


Мойсенко Алексей

Новое уравнение старшей школы

Попробуем соединить учебный план и образовательные запросы учеников

Переход из средней школы в старшую – сложный момент не только для ребенка, но и для семьи в целом. Порой приходится менять школу, класс, учителей. Выбор места продолжения образования связан с выбором дальнейшего жизненного пути, поиском своего места в социуме. Школа может помочь ученикам конкретизировать образ ближайшего будущего, обсудить вероятные проблемы. Сделать это еще не поздно в конце августа или в первых числах сентября: организовать своего рода «подготовку к 10 классу». Тогда принятое подростками решение окажется более взвешенным, а педагоги получат из первых рук образовательный запрос. И спланируют учебные программы (в современных условиях допустимы варианты, особенно с учетом проектов новых стандартов) более адресно.

Очертить контуры

Первый этап – соединить общий учебный план с личными установками, задачами, приоритетами ученика. И начинать, конечно, нужно с осознания, формулирования тех самых установок и приоритетов. Хорошо, если до 10 класса у ребенка была достаточно насыщенная жизнь или хотя бы в 9 классе он всерьез собирал портфолио, выбирал экзамены. А если все было иначе?
Тогда подготовка к старшей школе начинается с игры. Ребятам предлагают разбиться на небольшие группы, по 3–4 человека, и выполнить одно из игровых, но вполне серьезных заданий. На каждое задание – две конкурирующие команды исполнителей. Соревновательный момент добавляет азарта. Особенно если в новый 10-й собрались незнакомые ребята. Неплохой шанс заявить о себе.
Обсуждая представленные группами итоги работы, педагоги фиксируют внимание учеников не столько на конкретных ответах, результатах, сколько на том, какие умения (в современной терминологии – компетенции) потребовались участникам для достижения успеха, каких полезных навыков пока не хватило.
Надо сказать, учителям это непросто дается. Они по привычке требуют «правильного решения». И разгораются споры: нужно ли описывать проект организации дела, которое ты изначально считаешь бессмысленным? Считается ли задание выполненным, если, придравшись к неточной формулировке, ребята показали пародию вместо серьезного исследования?
Дискуссия в конце концов сводится к осмыслению того, что помогло и что помешало ученикам получить одобрение учителя, зала или всех сразу.
Список названных умений, важных для эффективной учебы и взрослой жизни, вывешивается на всеобщее обозрение. Он постоянно должен быть перед глазами старшеклассников.
Там непременно окажутся коммуникативные умения (умение слушать и договариваться, умение разговаривать с незнакомыми людьми, задавать вопросы так, чтобы получить разумный ответ), много лет развиваемое в школе умение работать с информацией (искать, структурировать, анализировать), с текстом, а также существенные личностные навыки: выбирать то, что важно именно тебе, отстаивать собственное мнение…
Перечитав список умений, нужно вести разговор о том, чему можно научиться в школе (а что придется осваивать самостоятельно) и как тогда должен быть построен учебный процесс. Причем ответственность ложится и на педагогов, и на учеников. Обе стороны должны стремиться не только к выполнению программы и успешной сдаче экзаменов, но и к созданию условий, при которых молодые люди действительно развивали бы в себе жизненно важные качества.

Спрос и предложение

Принято считать, что спрос рождает предложение. Но в школе ситуация несколько иная: предложение зависит в первую очередь от тех ресурсов, которыми располагает педагогический коллектив. Есть ограниченный круг специалистов, есть довольно жесткий учебный план. Тем не менее каждый учитель должен рассказать ребятам, как он собирается учить их тому или иному предмету, какие методы работы можно будет освоить на его уроках. И снова возвращаясь к списку – какие компетенции развить.
Десятиклассники слушают заинтересованно. Иногда у них есть выбор: предпочесть профильный курс или базовый, интегрированный или несколько традиционных. Почти всегда можно записаться на те или иные школьные факультативы, элективные курсы. Рассказ учителя о курсе – важное основание для выбора.
Иногда выбора нет. Обязательный предмет, который ведет единственный в школе специалист. Все равно для полноты картины важно понять, чего ждать от школы в новом учебном году, над чем придется работать самостоятельно, используя различные внешкольные ресурсы.
Полезно строить далеко идущие планы сразу на 10 и 11 классы. Так и ребята яснее увидят перспективу. И у школы появится дополнительное пространство маневра. Скажем, факультативы по психологии, современному искусству логично выбрать в 10 классе, когда есть шанс подумать о личностном росте, а не о поступлении. Также часть непрофильных курсов лучше изучить в 10 классе (на предмет отводится 2 года, по 2 часа в неделю, а мы ставим 4 часа в неделю и завершаем программу за год), чтобы в выпускном освободить ребятам время для подготовки к экзаменам.
Теперь пора сделать паузу и дать возможность ребятам обсудить с семьей предварительные выводы. Перед расставанием общими усилиями формулируются мотивы, которыми можно руководствоваться, принимая окончательное решение. Есть личные интересы и амбиции, есть требования будущего вуза (список предметов, по которым нужно успешно сдать ЕГЭ) и даже будущей профессии (информатику мне не сдавать, но работать на компьютере придется много, а значит, нужно многому научиться). Придется учитывать требования государства (количество часов, список обязательных предметов) и мнение родителей. Каждый получает пустую пока таблицу, которая к моменту следующей встречи должна превратиться в примерный учебный план старшеклассника на ближайшие два года.

Два круга планирования

Вторая встреча будущих старшеклас­сников начинается с обсуждения домашнего задания: какие критерии я учитывал, составляя свой личный учебный план? С какими трудностями столкнулся, планируя личное образование?
Ребята садятся в два круга, лицом друг к другу, в руках – примерные учебные планы. Человек, сидящий напротив, становится экспертом. Он внимательно изучает учебный план партнера, задает уточняющие вопросы, указывает на «слабые места» (слишком большая нагрузка, выбор предметов не соответствует выбору будущей профессии). Затем роли меняются. Каждый в паре получает шанс подробно рассказать о своих планах и пристально исследовать чужие. Через 15 минут можно пересесть на один стул вправо (для внешнего круга) или влево (для внутреннего) и поговорить с другим одноклассником.
Ровесники не всегда могут дать дельный совет друг другу. Нужны эксперты постарше. Ими становятся все заинтересованные взрослые (учителя, активные родители, выпускники былых лет).
Каждый эксперт, ребенок или взрослый, расписывается на том плане, который одобрил. Принимаются только те планы, которые собрали не менее четырех-пяти подписей.

Пути отступления

Подростки – люди непостоянные. Сегодня им хочется одного, завтра – другого. Важно предусмотреть пути отступления. К примеру, наиболее сомневающимся стоит организовать консультации со школьным психологом в первые месяцы десятого класса: по силам ли выбранная нагрузка, по-прежнему ли нравится предмет, нужны ли какие-то изменения учебного плана.
Более уверенные старшеклассники и сами сообразят, насколько удачным было их предварительное решение. Главное, чтобы пути отступления были известны заранее и понятны.
Например, в сентябре разрешено посещать курсы «вольнослушателями», в качестве пробы сил. Окончательное утверждение учебного плана состоится в конце сентября. Но и в середине года в отдельных случаях можно будет отказаться от выбранного курса, если есть весомые аргументы и нет несданных зачетов.
В любом случае предварительное обсуждение, личные учебные планы заставят ребят почувствовать себя главными действующими лицами собственного образовательного процесса. И сохранить это чувство по крайней мере на ближайшие два года.