Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА


Памятка докладчику

Как бы ни была интересна детская работа, очень важно кратко и ярко ее представить с учетом возможностей не только взрослых слушателей, но и детей, порой гораздо более младшего возраста, чем сам выступающий. Справиться с задачей помогут шесть следующих правил.

1. Важно выбрать для выступления максимально конкретную тему. Исследование, проект могут быть довольно обширными. Однако, рассказав в нескольких предложениях о работе в целом, докладчик должен затем сосредоточиться на одной локальной теме, раскрыть ее подробно и увлекательно, чтобы слушателям, не знакомым с проблемой, удалось почувствовать себя компетентными.
2. Введение должно быть кратким и интригующим. Во введении категорически не рекомендуется долго рассказывать, как зарождалась тема, какие сложности встретились по дороге, кто и как помог добиться успешного результата. Лучше приступить сразу к делу, а историю вопроса и технические подробности сообщить в конце, если останется время и желание.
3. Стоит избегать пересказа общеизвестных истин, параграфов учебника и страниц энциклопедии. Бесконечные определения научных терминов также утомляют слушателей. В то же время нужно учитывать, что в кабинете присутствуют ребята разных классов. То, что для одного – давно пройденный материал, для другого – перспектива далекого будущего. Найти золотую середину непросто. Помогут краткие устные комментарии и более подробные объяснения на экране компьютера, на плакатах. Они не зачитываются, но помогают понять суть объяснений менее образованным слушателям.
4. Не надо читать вслух содержание представленных на слайдах таблиц и схем. Аудитория грамотная – сама прочитает. Докладчик должен, скорее, прокомментировать то, что люди видят, сообщить выводы из представленных фактов, способ получения данных.
5. Доклад должен быть чем-то проиллюстрирован. Небанальные, авторские фотографии, картинки, образцы каких-то изобретений помогают удержать внимание аудитории, особенно детской. Можно раздать слушателям какие-то вспомогательные материалы. Словом, воздействовать не только на слух, но и на зрение присутствующих.
6. Завершаться работа должна логическим выводом, состоящим хотя бы из парочки взаимосвязанных пунктов, а также списком использованной литературы, ссылок на серьезные сайты. Если выводы уместно озвучить, то библиографию достаточно вывести на экран компьютера.