Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Витковский Анатолий

Может пригодиться

Для тех педагогов, которые хотели бы больше узнать о работе с квалиметрическими моделями, представляем подробное описание некоторых алгоритмов перевода качественных экспертных оценок  в количественные показатели. Рассмотрим процесс определения весомости критериев первого порядка  на конкретном примере.

В одной из квалиметрических моделей есть параметр результативности урока. Этот параметр раскрывается при помощи четырех критериев первого порядка. Первый – достижение (реализация) учителем и учениками поставленных целей и задач, замысла урока. Второй – решение поставленных вопросов и проблем. Третий – реализация воспитательного потенциала учебного материала урока, обеспечение максимально эффективного воспитательного влияния. Четвертый – усовершенствование чтения, письма, говорения учеников, приобретение умений и навыков самостоятельной учебной деятельности; полнота усвоения учебного материала (выполнение заданий), глубина его понимания.
Допустим, в работе по определению весомости критериев приняли участие 20 учителей. Поскольку критериев четыре, то педагогам предлагается по 4-бальной шкале проранжировать данные критерии. При этом педагоги получают инструкцию, согласно которой максимальная оценка – 4 балла – должна быть выставлена тому критерию, который конкретный учитель считает самым важным. Критерий, который, с точки зрения педагога, является вторым по значимости, – получает 3 балла, а наименее существенный показатель – 1 балл.
Предположим, в ходе оценки первого критерия 4 учителя выставили оценку 4, 7 учителей – оценку 3, еще 7 учителей – оценку 2 и 2 учителя поставили оценку 1. На основе полученных оценок находим общую сумму баллов, выставленную всеми учителями, – она равна 53. По такому же принципу вычисляем общую сумму баллов для второго критерия – 54, третьего критерия – 62 и четвертого критерия – 64. Теперь складываем полученные числа (53, 54, 62 и 64) и находим общую сумму баллов по всем четырем критериям первого порядка – 233.
Теперь у нас есть все данные, чтобы определить весомость конкретного критерия. Для этого нам надо сумму баллов по этому критерию разделить на общую сумму баллов по всем критериям. К примеру, чтобы вычислить весомость первого критерия, мы 53 делим на 233 и получаем 0,227. Как видите, все не так уж сложно.
Существует еще один важный показатель, который можно вычислить на основании данных квалиметрической модели, – так называемый уровень педагогической деятельности учителя на уроке. По сути, эта цифровая характеристика показывает, в какой мере в работе конкретного педагога проявляются вещи, определяющие продуктивность современного урока. Каким же образом это можно оценить в количественном выражении?
Вначале следует вычислить степень проявления различных критериев в деятельности конкретного педагога. Для этого Елена Касьянова предлагает использовать следующую шкалу оценки: 1 – критерий в деятельности учителя проявляется всегда; 0,75 – критерий в деятельности учителя скорее проявляется, чем не проявляется; 0,50 – критерий и проявляется, и не проявляется; 0,25 – скорее не проявляется, чем проявляется; 0 – критерий не проявляется. Используя эту шкалу, эксперты определяют степень проявления каждого из критериев первого порядка в практической деятельности учителя на уроке. Затем степень проявления каждого критерия умножается на его весомость, к примеру, 0,75 умножаем на 0,227 (для первого критерия), 0,50 умножаем на 0,233 (для второго критерия) и т.д.
На следующем шаге все полученные в результате предшествующих вычислений конечные данные (по каждому критерию), связанные с содержанием, скажем, первого параметра, суммируются и умножаются на весомость данного параметра. Далее аналогичная процедура проделывается с показателями, характеризующими содержание второго, потом третьего и всех следующих параметров. И наконец, суммируются все конечные (для этого этапа) показатели по каждому параметру. В итоге у нас получается число, значение которого находится в пределах от 0 до 1. Это и есть показатель уровня педагогической деятельности учителя на уроке. Для работы с ним следует использовать следующую градацию: 1,00 – 0,75 – уровень деятельности оптимальный (образцовый); 0,74  – 0,50 – допустимый (отвечает норме); 0,49 – 0 – недопустимый (ниже нормы), или критический.