Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Урок в ракурсе квалиметрии

Модель, которая помогает учителю осознать свои профессиональные возможности и проблемы

Квалиметрическая модель экспертизы первоначально создавалась под каждый новый запрос. Но вскоре обнаружилось, что некоторые запросы отражают типичные, свойственные многим школам потребности. И поскольку процедура работы с квалиметрическими моделями не представляет большой трудности в освоении, школы все чаще стали проявлять интерес к готовым моделям и самостоятельно их использовать для решения самых разных задач. Некоторые модели, как говорят харьковские педагоги, «стали у нас настоящими бестселлерами». А самая востребованная среди них – пожалуй, квалиметрическая модель педагогической деятельности учителя на уроке.

В модели педагогической деятельности учителя на уроке педагогов привлекает прежде всего возможность обрести системный взгляд на организацию учебного занятия. А также сверить свое представление с данными таблицы, где прописаны основные «слагаемые» успешной работы учителя на уроке.
Другое важное достоинство модели – ее универсальность: модель может быть применима к уроку любого типа и «настроена» на специфику конкретного предмета. Каким образом происходит подобная настройка? В процессе выработки критериев второго порядка. Отличительная особенность «Квалиметрической модели педагогической деятельности учителя на уроке» состоит в том, что критерии второго порядка каждому учителю предлагается разработать самостоятельно в соответствии с особенностями и спецификой предмета, который он преподает. Но педагог может этого не делать: в принципе основные требования к современному уроку обозначены в критериях первого порядка.
Добавим к этому, что педагогу осмысление заложенной в модели информации поможет яснее увидеть приоритеты в деятельности современного учителя школы любого типа (об этом можно судить по критериям и весомости, которая вычисляется по особому алгоритму на основании экспертных оценок); осознать сильные и слабые стороны в своей работе. А завучу это поможет проанализировать недостатки и спроектировать методическую работу в школе и самообразование учителей.
Отметим также, что для наглядности квалиметрическая модель создается в виде таблицы. Но поскольку мы представляем педагогическую экспертизу в формате газетной публикации, из соображений компактности таблица была преобразована в текст. При этом все критерии мы расположили в порядке убывания их весомости, начиная с самых значимых, по оценкам экспертов, требований.
Конечно, если бы квалиметрическую модель составляла другая экспертная группа, то порядок расположения критериев мог быть несколько иным – по причине того, что значимость каждого отдельного критерия зависит от ценностных установок экспертов и педагогов. Поэтому к заложенным в модели данным следует подходить не догматически, а именно как к экспертной позиции, с которой имеет смысл сверить собственные профессиональные установки.

Квалиметрическая модель педагогической деятельности учителя на уроке

Параметр № 1: мотивационно-целевой (весомость – 0,266)
Критерии I порядка

1.1. Стимулирование познавательных интересов, повышения уровня мотивации путем расширения диапазона образовательных потребностей, интересов, запросов учеников, весомость – 0,215 (степень проявленности этого и других критериев в конкретном образовательном учреждении вычисляется по специально разработанному алгоритму).
1.2. Постановка учителем и осознание учениками целей и задач урока, формирование позитивных, педагогически целесообразных и социально значимых мотивов учебно-познавательной деятельности учеников, весомость – 0,214.
1.3. Учет при обосновании целей и задач урока потребностей учеников и запросов общества, необходимость формирования базовых и жизненных компетенций учеников, весомость – 0,208.
1.4. Постановка теоретических вопросов и практических заданий, направленных на обеспечение актуализации и коррекции опорных знаний, умений, навыков учеников, весомость – 0,205.
1.5. Учет при определении темы, цели, типа и структуры урока его места в системе уроков, ключевых, концептуальных идей учебного предмета, весомость – 0,158.

Параметр № 2: организационный (весомость – 0,251)
Критерии I порядка

2.1. Способность педагога управлять учебной деятельностью, объединять фронтальную, групповую, индивидуальную учебную деятельность, весомость – 0,197.
2.2. Самостоятельность и практическая направленность деятельности учеников на уроке, весомость – 0,118.
2.3. Определение типа, структуры, построения урока в соответствии с его местом в системе уроков, целей и содержания учебного материала; логическая обусловленность и последовательность этапов урока, взаимосвязь между ними, весомость – 0,114.
2.4. Отбор и реализация учебного материала в соответствии с выбранным типом, темы и задач обучения на уроке, весомость – 0,109.
2.5. Обеспечение рациональной организации обратной связи на протяжении урока, весомость – 0,106.
2.6. Использование гибкой поощрительной системы контроля, оценки и учета знаний, умений, навыков учеников; использование самооценки, самоконтроля, взаимооценки, взаимоконтроля, коллективной, групповой оценки, весомость – 0,097.
2.7. Обеспечение оптимальной нагрузки учеников на протяжении урока с учетом динамики их трудоспособности, возрастных и индивидуальных особенностей, весомость – 0,092.
2.8. Способность перестроить урок в зависимости от реакции учеников, находить варианты продолжения урока, весомость – 0,085.
2.9. Умение учителя включать класс в рабочий режим, привлекать учеников в активную, разноплановую, полезную деятельность, весомость – 0,083.

Параметр № 3: дидактический (весомость – 0,269)
Критерии I порядка

3.1. Рациональность выбора и использование способов формирования у учеников мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т.д.), весомость – 0,142.
3.2. Реализация проблемности в обучении как творческого процесса путем мобилизации интеллектуальных, физических, эмоциональных сил учеников при овладении учебным материалом, весомость – 0,136.
3.3. Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учеников, коррекция учебной деятельности на протяжении урока путем поэтапного установления обратной связи и сопоставление полученных результатов с целью, весомость – 0,127.
3.4. Формирование базовых знаний учеников путем планомерного и осознанного овладения ими понятийного аппарата и основ изучаемой науки, весомость – 0,102.
3.5. Практическая направленность обучения: опора на жизненный опыт, находчивость, любознательность учеников, в т.ч. при самостоятельном овладении новым материалом, весомость – 0,101.
3.6. Дозирование учебной нагрузки учеников на протяжении урока, весомость – 0,099.
3.7. Использование учителем современных (в т.ч. авторских) образовательных технологий, методик обучения, весомость – 0,098.
3.8. Формирование у учеников рациональных способов и приемов учебно-познавательной деятельности, весомость – 0,073.
3.9. Учет при выборе, компоновке и структурировании материала урока требований учебной программы и стандарта образовательной отрасли, весомость – 0,064.
3.10. Реализация межпредметных связей, которые отражают многогранность и единство мира, расширение кругозора, сферы интересов учеников, уровня общего развития, весомость – 0,058.

Параметр № 4: психолого-педагогический (весомость – 0,234)
Критерии I порядка

4.1. Сотрудничество и сотворчество (педагогический такт, умение вести диалог, культура общения, умение создать ситуацию успеха, умение владеть собой, культура речи, доброжелательность), весомость – 0,211.
4.2. Учет возрастных, психологических, индивидуальных особенностей учеников, весомость – 0,207.
4.3. Создание условий для формирования у учеников навыков самоорганизации, общения, критически оценивать собственную деятельность и деятельность других, умение сотрудничать, вести диалог и др., весомость – 0,203.
4.4. Влияние личности учителя на формирование мировоззрения, нравственности, гражданственности учеников, весомость – 0,196.
4.5. Создание на уроке благоприятных, комфортных условий обучения, ра­зумность и рациональность требований к ученикам, весомость – 0,183.

Параметр № 5: результативный (весомость – 0,249)
Критерии I порядка

5.1. Полнота усвоения учебного материала (выполнение заданий), глубина его понимания, весомость – 0,274.
5.2. Усовершенствование чтения, письма, говорения учеников, приобретение умений и навыков самостоятельной учебной деятельности, весомость – 0,266.
5.3. Реализация воспитательного потенциала учебного материала урока, обеспечение максимально эффективного воспитательного влияния, весомость – 0,233.
5.4. Достижение (реализация) учителем и учениками поставленных целей и задач, замысла урока; решение поставленных вопросов и проблем, весомость – 0,227.