ВСТРЕЧНЫЙ КУРС
Передача знаний. Налаживаем обратную связь!
Знатоку предмета иногда трудно даже представить, что может быть непонятного в какой-то элементарной теме
Каждый день ребенок узнает в школе что-то новое. Касается ли
это предметного материала, правил поведения, человеческих ценностей,
понимания себя самого и других людей. Не всегда дети стремятся к новым
знаниям, не всегда с легкостью воспринимают их. В этой ситуации учителю
приходится искать способ преодоления трудностей.
Ступенчатая передача
Новое знание принимается ребенком в тот момент, когда он не
может
действовать в какой-то ситуации (педагогом организованной или случайно
возникшей) старыми способами, когда ранее накопленного запаса не
хватает.
Освоение и присвоение нового почти никогда не происходит равномерно,
словно по прямой линии, неуклонно взбирающейся вверх. Чаще это
ступеньки, где после подъема мы видим горизонталь – остановку,
тот самый миг принятия нового. Ребенку необходимо время, чтобы
примирить новое знание с имеющимися в его распоряжении концепциями. Это
эмоционально сложный процесс, поскольку прежние взгляды отчасти
необходимо разрушить, изменить. Необходимо в новом обнаружить что-то
знакомое, иначе процесс передачи не состоится.
Именно поэтому дети часто настаивают на том, что они не понимают
чего-то, у них якобы не получается – ничего подобного. Просто ученики
не соединили пока в своем сознании старое с новым. Педагогу необходимо
терпение в данном случае (он внутренне готов к временному отсутствию
видимого прогресса) и минимальное количество негативных, критических
высказываний. И тогда у него есть шанс увидеть очередной подъем в
образовании школьников. Новую ступень.
Способы передачи
Движение по винтовой лестнице передачи–приема знаний
происходит
четырьмя способами, и ни один нельзя исключить, иначе подъем не
состоится.
В первую очередь это, конечно, вербальное объяснение нового материала,
передача формального, сформулированного, описанного знания. Привычное
нам объяснение новой темы.
Другой способ – обмен опытом без объяснений, когда создаются неявные
знания, формируются не всегда хорошо осознанные, но хорошо освоенные
умения. Например, дети наблюдают за действиями педагога, мастера и
более или менее удачно пытаются подражать ему. В идеале, если обсудить
с учениками впоследствии увиденное и опробованное, помочь им осмыслить
происходящее, они научатся гораздо быстрее. Подобное обсуждение порой
ведет учитель, оно иногда протекает в группе, в парах – в форме обмена
мнениями.
Третий метод, называемый трудным словом «интернализация», предполагает
превращение явного, формального знания в неявное. Он тесно связан с
обучением на практике. Похоже на то, как мы, прочитав инструкцию
(формальное описание), пытаемся потом с ее помощью использовать
описанный прибор, наконец понимая, что имели в виду авторы текста,
домысливая ненаписанное, придумывая свои приемы.
Обратный процесс – вербализация скрытого знания, когда человек словами
пытается описать то, что он умеет, чувствует, понимает.
И наконец, теоретизирование: создание логических построений, теорий на
основании имеющихся знаний. Сконструированные теории полезно проверять
опытным путем.
Слово о словах
Один из способов вербальной передачи знаний известен с
древнейших
времен. Рассказывание историй, сказок в наши дни зовется «сторителлинг»
и с успехом применяется в образовании. Истории с увлекательным сюжетом,
яркими героями, поучительным финалом могут слагаться по поводу любого
предметного материала, любой проблемной ситуации в классе. Истории –
это простой способ сочетания вербальной и визуальной информации. Если
история достаточно понятна и увлекательна, она почти наверняка вызовет
у детей визуальные образы, дополняющие сюжет и повышающие вероятность
запоминания.
Более того, в историю верится легче, чем в правила или цифровые
выкладки.
Историю можно пересказывать, обсуждать, а значит, информация, в нее
«упакованная», усвоится глубже.
Вертикаль передачи
Знания, правила жизни, ценности. Принято думать, что
передаются они по
вертикали, от старшего к младшему. Причем принимающая сторона чаще
всего либо пассивна, либо отчаянно сопротивляется. Трудно вручить
подарок тому, кто спрятал руки за спину. Поэтому мы называем наших
учеников «трудными». Более искренняя и реалистичная формулировка: «у
меня трудности с этим ребенком».
Психологи рекомендуют поделиться с детьми своими проблемами. Честно
сказать о том, что мы должны им передать определенные знания
(требования программы, запас, необходимый для жизни или сдачи
экзамена…) и дать яркий зрительный образ, визуализировать задачу:
показать три книги разной толщины. «Самая толстая – то, что я хочу тебе
дать, чему хочу научить до конца года. Самая тоненькая – то, что ты
взял. Средняя – то, что я должен был бы уже передать тебе, но у меня
пока не получилось. Это моя неудача, мне неловко, что я не смог пока
выполнить задачу, но без твоей помощи мне не решить ее».
В подобной интерпретации есть несколько позитивных моментов помимо
опредмечивания учебных трудностей. Во-первых, ясно расставлены акценты:
эта передача знаний нужна учителю, а не ученику, как мы обычно пытаемся
представить ситуацию: «Это же ты учишься! Это в твоих интересах». И
ребенок теряется: ему не нужны наши формулы и правила, неинтересны, но
мы так убедительны и уверены в своей правоте...
Во-вторых, мы демонстрируем ученику свою неуспешность, свое смущение, а
не пытаемся заставить его почувствовать себя неловко. Мы стараемся
вовлечь ребенка в образовательный процесс как сотрудника, помощника.
Без чувства вины и не из страха.
Кстати, известно, что чем больше разрыв в знаниях между тем, кто
объясняет, и тем, кто слушает, тем сложнее протекает передача знаний.
Знатоку предмета иногда трудно даже представить, что может быть
непонятного в какой-то элементарной теме. Если педагог найдет себе
помощника из числа одноклассников «трудного» ученика, освоение
«толстой» книжки пойдет быстрее.
Рабочая тетрадь учителя
Желание педагога «передать детям» знания, основы наук,
культуры –
слишком неопределенно. Оно включает в себя не только стремление
преподать основы любимого предмета, но и развить интеллектуальные,
волевые, духовные качества ребенка. Одним словом, хочется и обучать, и
воспитывать, и развивать. И не всегда ясно, к чему мы стремимся в
первую очередь. Попробуем определиться с сегодняшними приоритетами
собственной
педагогической практики, сформулировать их так, как они выглядят в
данный момент. Тогда легче будет решить, хотим ли мы что-то изменить в
своей работе, или есть ощущение «верного пути». Кстати, можно также
проверить, насколько ваши профессиональные принципы
совпадают со взглядами ваших коллег.
Тест
Из списка предложенных тезисов выберите:
– два утверждения, которые вы считаете наиболее важными;
– четыре утверждения, с которыми вы в принципе согласны;
– восемь утверждений, к которым вы относитесь нейтрально;
– четыре утверждения, которые вам кажутся сомнительными;
– два утверждения, с которыми вы категорически не согласны.
1. Главное в образовании – это уметь ждать.
2. Главное в образовании – это формировать чувство долга.
3. Главное в образовании – это создавать условия для развития
личностных способностей ребенка.
4. Главное в образовании – это позволять детям проявлять активность.
5. Главное в образовании – это создавать условия для усвоения норм
поведения, мышления.
6. Главное в образовании – это своим примером демонстрировать образцы
поведения.
7. Главное в образовании – это общаться с ребенком, чтобы он в конце
концов разобрался в себе.
8. Главное в образовании – это уметь вовремя замолчать.
9. Главное в образовании – это обучать.
10. Главное в образовании – это дрессировать.
11. Главное в образовании – это прояснять основные ценности.
12. Главное в образовании – это приучать к послушанию.
13. Главное в образовании – это поддерживать ребенка в поисках самого
себя, чтобы он чувствовал себя в безопасности и мог действовать смелее.
14. Главное в образовании – это формировать представление об основных
моделях поведения.
15. Главное в образовании – это принимать немедленные меры по укрощению
анархических проявлений личности.
16. Главное в образовании – это неустанно провоцировать различные формы
детской активности.
17. Главное в образовании – это помогать ребенку преодолевать
внутренние страхи и открываться миру.
18. Главное в образовании – это уметь придавать ускорение.
19. Главное в образовании – это устанавливать доверительные отношения.
20. Главное в образовании – это работать над собой.
Комментарии к тесту
Найдите в приведенном ниже списке номера выбранных вами
двух самых
важных утверждений. Если ваши тезисы находятся в разных группах,
вероятно, вы одинаково цените описанные там принципы или пока не
определились с приоритетами. Это может быть показателем направления
вашего развития. Потом аналогичную операцию можно проделать с двумя
отвергнутыми тезисами. Действительно ли вы категорически не согласны с
комментариями по этому поводу?
4, 8, 19 – вы занимаете выжидательную позицию, чуть отступая,
оставляете много места для самостоятельного развития ребенка, поскольку
доверяете его природному потенциалу.
20 – вы воспринимаете образование как двусторонний, взаимообогащающий
процесс, совместную работу педагога и ребенка.
3, 7, 13, 17 – вы внимательны к психологическим особенностям учеников,
их эмоциональному состоянию. Вы видите в них единомышленников.
16, 18 – вы активно формируете интересы и взгляды учеников, поскольку
им самим трудно разобраться в собственных предпочтениях.
9 – вы придерживаетесь мнения, что воспитание ума, приобщение к наукам
– лучший способ формирования личности, в том числе воспитания в ней
определенных нравственных качеств.
2, 6, 11, 14 – вы собственным примером внушаете детям основополагающие
ценности, следите за моральной стороной их поступков.
5, 10, 12, 15 – вы активно руководите детьми, понимая, что им необходим
строгий контроль, защита от их собственных разрушительных порывов.