Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


Кириллова Светлана

Дискуссия по законопроекту «Об образовании...» началась

Министерство признало, что спешить с введением нормы об обязательном предшкольном обучении не стоит

Россияне начали предлагать поправки в законопроект «Об образовании в Российской Федерации». Обсуждение закона, по которому будет жить российское образование, состоялось – вопреки опасениям экспертов – не в каникулярно-дачный сезон, а в разгар учебного года. Его организаторы – Комиссия по развитию образования Общественной палаты РФ и Институт развития образования ГУ-ВШЭ. В ходе обсуждения все желающие могли оставить свои предложения на сайте Общественной палаты РФ. На семинаре, состоявшемся в ГУ-ВШЭ, были подведены первые итоги и определены темы для будущих дискуссий.

 

Кто главный?

Начальник отдела образования Департамента науки, высоких технологий и образования Правительства РФ Вероника Спасская напомнила, что толчком к подготовке нового закона стало введение ЕГЭ: «Эксперимент по ЕГЭ потребовал особого регулирования, – признала она. – Теперь общественность ожидает, что регулирование в сфере образования станет более детальным».
Ректор ГУ-ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов отметил: «Наше обсуждение основано на столкновении позиций и даст возможность оценить и уже проделанную работу, и то, что предстоит включить в закон». Статс-секретарь Минобрнауки РФ Иван Лобанов подчеркнул, что законопроект нуждается в концептуальной доработке, и предложил вносить свои уточнения.
А на вопрос журнала «Знание–сила»: «Кто главный в законопроекте – чиновники или учитель?» – вице-президент РАН Виктор Болотов с готовностью ответил: «Главный – ребенок».

Будут ли в законе социальные стипендии?

Некоторые читатели законопроекта, оставившие свои мнения на сайте Общественной палаты, были разочарованы. Они не обнаружили в документе ряда некоторых привычных социальных гарантий.
«Законопроектом не установлены размеры социальной поддержки обучающихся, – написали отзыв представители министерства образования и науки Красноярского края, – не закреплен размер стипендий в системе профессионального образования, не определен размер предельной платы за проживание в общежитии (не более 5% от размера стипендии обучающегося). В случае принятия законопроект… сделает получение образования менее доступным для социально незащищенных слоев населения».
«Закон «Об образовании» 1992 года был принят раньше Гражданского кодекса и Конституции, – объяснила позицию разработчиков Вероника Спасская. – Но сегодня уже не нужно давать в законе ответы на все вопросы. Поэтому из законопроекта убраны нормы, регулирующие трудовые отношения (соответствующая статья есть в Трудовом кодексе). Убраны и социальные стипендии студентов, потому что это вопрос другого законодательного акта».

А обязательное предшкольное образование?

Еще в 2004 году предшкольное образование было объявлено одним из приоритетных направлений развития образования в РФ. Но на вопрос, стоит ли сделать обязательным год предшкольной подготовки, по-прежнему нет ответа.
Эксперты Минобрнауки пытались внести в законопроект норму о предшкольном образовании для каждого ребенка. Однако всем без исключения читателям законопроекта это не понравилось.
«Обязательное очное (в дошкольном учреждении) дошкольное образование не только неоправданно и насильственно отрывает детей от семьи против воли их родителей, но и накладывает на семью дополнительное финансовое бремя (плата за «уход и присмотр»), фактически являясь скрытым навязыванием платных услуг как обязательных», – заявили родители, написавшие отклик на сайте Общественной палаты.
МОО «За права семьи» оставило рядом свое предложение: «Необходимо сохранить в законопроекте семейное дошкольное воспитание и образование (с возможностью не отдавать ребенка в детский сад и не нанимать педагогов, а воспитывать и обучать дошкольника самостоятельно)».
Недоумение читателей вызвало то, что в новом законопроекте дошкольное образование считается обязанностью родителей (без соответствующей помощи государства) и что это образование возможно получить лишь в очной форме (посещая детский садик).
Впрочем, в ходе общественного обсуждения на первый план вскоре выдвинулись финансовые вопросы. Совет депутатов Новосибирска оставил разработчикам законопроекта практичное пожелание: «Рассмотреть возможность по дополнительному финансированию строительства дошкольных образовательных учреждений».
Действительно, государство, как отметили разработчики законопроекта, пока не может гарантировать всем детям места в детских садах: детсадов не хватает.
«Дошкольное образование – государство в государстве, – подчеркнул в своем выступлении секретарь ЦК профсоюза работников науки и образования РФ Владимир Лившиц. – У нас нет конституционной нормы о бесплатности дошкольного образования. Государство должно гарантировать не посещение каждым ребенком детсада, а реализацию его программы. В стране сложилась ситуация, когда общеобразовательная программа дошкольной подготовки реализуется не на уровне общего образования. И еще одна сложность. Дошкольники как были на уровне муниципалитета, так и остались, а 80% муниципалитетов – дотационные».
«Мы поспешили с введением обязательного предшкольного года», – признали на обсуждении в ГУ-ВШЭ эксперты Мин­обрнауки РФ.