Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА


Чегодаева Нина

Шестой класс накануне тестирования...

Сколько учеников успешно напишут его? Сколько семей переживут ссоры после объявления результатов? А главное – зачем?

Весна в школе – бесконечная череда итоговых тестов, контрольных почти по всем основным предметам. Нелегкое испытание
и для учеников, и для учителей. Особенно для тех, которые искренне стараются помочь детям выйти из экзаменационного марафона с наименьшими потерями.

Настя и коробки

У щекастой рыжеволосой Насти, с озорными веснушками и вечно грустными глазами, страх перед родителями, их упреками, угрозами настолько силен, что она всегда старается аккуратно списать у подружки-отличницы любую контрольную, домашнее задание. А маме обычно говорит, что все сделано, все хорошо. Она ни за что не признается, если чего-то не понимает, что-то не может решить.
Поскольку Настя действует таким образом чуть ли не с первого класса, у нее к шестому накопилось множество проблем и пробелов. Как только перед ней оказывается лист с вопросами по любому предмету, она каменеет. Числа вообще ничего не значат для нее. Так, какие-то значки, которые надо складывать или вычитать. Ну, еще умножить можно. Китайская грамота. Настя даже версий никаких не выдвигает. Действует наугад. Угадывает, конечно, редко. Ей заранее известно: все равно ничего не выйдет, она не решит ни одной задачки, получит двойку. Дома ее накажут и будут презирать к тому же. К сожалению или к счастью, Настя – неглупая девочка. Родители и педагоги не понимают, что ей мешает учиться, и вдобавок к прочим неприятностям обвиняют в лени, не пытаясь помочь. «Она сама не хочет».
Первый шаг – уговорить ученицу обнаружить хотя бы самые неотложные пробелы, только по последней теме. Просто найти их и назвать. Не объяснять, не учить. Настя не верит ни в какие объяснения. Задача – помочь ей осознать хоть одну конкретную проблему (не лень, не тупость, не желание испортить настроение взрослым…). К примеру, неумение переносить числа из одной стороны уравнения в другую. «Давай поговорим немного и разойдемся». Учитель заявляет открыто, что не собирается добиваться окончательного понимания немедленно. Не сегодня. «Ты потом сама, если захочешь, дома потренируешься».
На следующий день Настя все же приходит на дополнительные занятия с просьбой помочь решить одну задачку. Составив уравнение, рисуем на доске 2 коробки. В одной – одна половина уравнения, в другой – другая. Переложить предмет из одной коробки в другую можно только поменяв знак. Какой еще знак? Связи между цифрами и черточками-крестиками, плюсами-минусами девочка не видит. Значит, каждое число вместе со знаком обводим в кружочек. Перекладываем из коробки в коробку шарики. В кружочке знак как-то теряется. И плюс круглый, и минус.
Хорошо. Шарики-числа на столе выкладываем цветными карандашами: вот число – синий карандаш, вот – зеленый. Если число с плюсом, карандаш лежит вертикально. С минусом – горизонтально. Перекладываем из коробки в коробку, меняя положение карандаша. Появилась какая-то реальность. Оказывается, взрослые не придираются нарочно. А есть простое разумное правило.
С опредмечиванием абстракций, конечно, надо быть осторожными. Важно, чтобы возникший в сознании ученика образ не заслонил (не отменил) сущности изучаемого процесса. Поэтому, рисуя картинки и раскладывая карандаши, обязательно проговариваем все предметные термины, называем понятия, которые необходимо уяснить. Тогда, оставшись после урока наедине с учебником, ребенок будет достаточно вооружен «умными словами», идеями, чтобы самостоятельно справиться с задачей уже без сказочных, игровых пояснений педагога.
Когда у Насти появилась почва под ногами, ей захотелось разбираться дальше. Следующая проблема: ответ в уравнении обычно не сходится с решебником, если в примере попадаются числа с запятыми. С ними разберемся на следующей неделе.
Настя явно движется вперед. Делает успехи. Но итоговый тест она, конечно, пока написать не сможет. Не успеет все «дырки» залатать. Значит, снова «два» (и кого волнует, что это почти тройка и что знаки во вcех примерах были перенесены верно?), снова семейный скандал. Придет ли Настя разбираться с запятыми после майских праздников?

Танина записка

Таня – страстная любительница лошадей. Никакие другие темы ее не интересуют. Но – надо. Она девочка ответственная. К тому же за плохие оценки мама не пустит на конюшню. Приходится стараться. Таня читает задачу и почти сразу отодвигает в сторону. «Не понимаю». Честнее сказать, не хочу. Тупик.
Договариваемся, что, прежде чем отложить непонятную задачу, Таня делает три шага. Первый: ищет ключевое слово, которое помогло бы подобрать знакомую формулу. Площадь, к примеру, скорость, объем. В задачке много лишних, неинтересных девочке подробностей: бассейны, велосипедисты… Ключевое слово помогает очистить науку от быта, подняться на уровень абстракции. Наука – это возвышенно. А быт скучен. Ведь в нем нет лошадей.
Не получилось? Звони подруге! Снова неудача? Последняя обязанность – написать записку маме и прикрепить на холодильник. Все! Голова свободна, совесть чиста. Вечером мама вернется с работы и поможет увидеть знакомую формулу в запутанных условиях задачи.
Пусть Таня еще не знает, как решать задачу, зато она знает, что делать в этом случае.
У нее есть шанс успешно справиться с итоговой контрольной. Если, конечно, мама не уедет в командировку.

Мысль не терпит суеты

Егор – философ. Он пытается «во всем дойти до сути». Обнаружить глубинный смысл происходящего. Доходить до сути долго, к тому же Егор – человек от природы неторопливый. Поэтому каждую тему осваивает он раза в два медленнее, чем остальные ученики в классе.
Как человек мыслящий, он не может выполнять действия механически, без понимания. Пока не поймет, ничего делать не будет. И торопить бессмысленно. Нужно терпеливо ждать, пока в его голове совершится загадочный мыслительный процесс. А как же программа? И жесткие сроки прохождения темы, график контрольных? Каждая контрольная для Егора – провал. И учителя не утешают оригинальные открытия, которые мальчик периодически делает, нестандартные способы решения задач, которые он находит спустя пару недель.
Поскольку у Егора все время уходит на размышления, записывать условия задач ему некогда. Он пытается удержать их в памяти, но, естественно, многое забывает, путает. Даже то, что мог бы решить правильно, с ответом не сходится.
Помочь себе Егор может в том случае, если научится аккуратно и последовательно записывать каждый шаг рассуждений. Голова еще думает, а рука уже пишет. Кстати, так и голове легче – ничего не надо в памяти держать.
Особый момент – аккуратность записи. Писать числа в столбик – разряд под разрядом. Заполняя таблицы для сравнения веществ, строго удерживать себя в рамках отдельных ячеек. Обязательно выделять цветом существенные признаки, чтобы не тонули они в море подробностей, а сразу выхватывались глазом. В голове Егора слишком много разных ассоциаций, параллелей, пусть хоть на бумаге все будет четко и структурированно.
Для этого нужна тетрадь с крупной, хорошо прочерченной клеткой. Благо сегодня купить такую несложно. И даже упражнения по русскому языку в ней получаются безошибочными, потому что ребенок каждую букву воспринимает отдельно, в своей клеточке.
Егор старается, пишет. Чувствует: и в самом деле лучше получается. Только на конечном результате все его усилия отражаются мало. Пока он все обдумает, пока запишет – время кончилось. Половина заданий теста не выполнена.
Егор теряет веру в себя, пропадает желание как-то напрягаться. Он нуждается в признании своих усилий, достижений. Но никак пока не удается ему пережить ощущение заслуженного успеха.

Подростковый нигилизм

Даша учится в этой школе недавно, с сентября. До этого сменила уже несколько школ. Родители в поисках лучшей жизни переезжают из города в город. Даше трудно каждый раз заводить знакомства, завоевывать авторитет. И главная проблема – учеба. От несовпадения программ и учительских требований девочка регулярно оказывается в отстающих. Все знают, понимают – она нет. Она боится казаться глупее всех. Боится, а вдруг она действительно глупее?
Накануне контрольной Даша заболела, впервые с сентября. Даже грипп ее не брал зимой. А перспектива тестирования доконала.
Стремясь как можно скорее покончить с неприятными делами (любыми учебными заданиями), она выбирает самый очевидный и простой способ решения. Все не совпадающее с генеральной линией она просто отметает и не учитывает. Что в результате получится, ее не интересует. Главное – быстрее бы все кончилось.
Даша напоминает ленивицу, которая варила Деду Морозу суп, закидывая в кастрюлю нечищеные овощи. «И так сойдет». Только у нашей школьницы это не от лени. Она искренне считает все подробности и детали взрослыми капризами. И без них прекрасно можно обойтись.
Ей очень хочется быть лучше других, она жаждет успеха и славы. Но прийти к победе собирается исключительно своим путем. Для Даши вообще не существует авторитетов, норм. Все делает так, как удобно.
Хорошо, начинаем решать всякую задачу с конца. Для получения ответа надо – и называем последнее действие. Можешь? Могу! Это просто и понятно. И по-другому не сделаешь. А как это последнее действие получилось? Нужно так действовать. Можешь? Даша обретает уверенность и с нарастающей скоростью движется к решению задачи. Но стоит от нее отстать, она снова выберет внешне простой, а на самом деле неверный способ.
Тест для нее – худший вариант контрольной. Обилие неправильных ответов окончательно запутывает ее, лишая опоры даже на самые незыблемые истины. Раз так можно спросить, если можно такой вариант предложить, значит, все бывает.
Ей необходимо медленное наращивание сознания значимости мелких деталей. В сущности, постепенное вхождение в культуру, которая вся – мелкие детали, условности. Но тест – неизбежность. И Даша заболевает.
Хуже всего то, что мама, если результаты теста окажутся печальными, угрожает отправить дочку в деревню к деду. «Будешь в сельскую школу ходить, а то ради чего мы с тобой в городе мучаемся, если ты все равно не учишься».
Удивительно, как родители разбрасываются совершенно чудовищными угрозами («Я тебя в детдом сдам!» – случается, говорят).
Конечно, они в ребенке видят плод своих усилий. Усовершенствованную копию себя самих. А если сплошные неудачи? Ведь не хочется думать, будто ты что-то сделал не так. Нет, дети не оправдали ожиданий.
Этим, кстати, и педагоги грешат. «Ты можешь лучше!» И добавляют задания на дом.

Потребность в поддержке

Машенька – существо улыбчивое, сердечное. Никого огорчать не хочет. И сама нервничать не любит. Ей необходимо получить одобрение каждого шага. Это я правильно сделала? Она все правильно делает. Но отсутствие поддержки заставляет ее нервничать. Неприятно.
Со временем Машенька научится в большей степени надеяться на себя, перестанет нуждаться в ежеминутной поддержке. А пока просто тоскует во время теста и ляпает дурацкие ошибки от этой тоски. Трепетная девочка, гиперответственная. Надо ли ее так напрягать сейчас?
…Учитель, чувствуя состояние ребенка, часто отступает от своих требований. Ждет, пока ученик будет готов их исполнить. А тест не ждет. Интересно, сколько шестиклассников успешно напишут его? Сколько семей переживут ссоры и взаимные обиды после объявления результатов? А главное – зачем?