Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

И.Я.Медведева, Т.Л.Шишова
Воспитание без ошибок
СПб.: Речь, 2008

Ох уж эти трудные дети: один ленив, другой застенчив, третий упрям. Родители уговаривают, кричат, наказывают, приходят в отчаяние. Они хотят, чтобы их упрямые дети стали покладистыми, лентяи – трудолюбивыми, замкнутые – общительными. Но ведь во многих детских проблемах отчасти виноваты сами взрослые, у которых не хватает терпения, времени, понимания. Поэтому на обложке есть подзаголовок: книга для трудных родителей. Авторы, психологи с большим опытом работы, считают, что, приступая к решению детских трудностей, надо начинать со взрослых. И добавляют, что «озорник, сколько его ни ругай, ни наказывай, все равно не превратится в паиньку. Но от нас зависит, вырастет ли он хулиганом, а то и уголовником или станет предприимчивым организатором нового дела, а на досуге – душой компании». Авторы предлагают не искоренять недостатки ребенка, а обращать их в достоинства. И называют этот процесс психоэлевацией, в переводе с латыни – повышением души.
Дело это не простое, тонкое, требующее чувства такта и меры. Например, похвала и наказание. Авторы рассматривают разные случаи их применения, формулируют общие принципы. Распространено мнение, что в воспитании родители должны демонстрировать единство. Но авторы напоминают нам, что наказанному ребенку и так плохо, да еще самые близкие люди дружно отвернулись от него. И если он уже «постоял в углу» по требованию мамы, нет ничего страшного в том, чтобы отец пожалел его. Нельзя лишь закреплять роли доброго и злого родителей.
Есть главы (особенно среди тех, что написаны для первого издания), где рассматриваются проблемы, которые уже потеряли свою остроту, – отъезд из страны, обсуждение с ребенком «взрослых» и даже жестоких тем. И есть те, в которых анализируются вечные детско-взрослые проблемы.

О.В.Хухлаева
Этнопедагогика: социализация детей и подростков в традиционной культуре
М.: МПСИ, 2008

Книга, безусловно, не из тех, с которыми можно прийти в класс и с места в карьер заниматься социализацией. Она из тех, что читаешь главу за главой и не можешь оторваться. Сначала просто потому, что интересно. Вот описание обрядов, совершаемых в период ожидания будущего ребенка, в момент рождения и сразу после него. Множество ритуальных действий должны были помочь новому человеку войти в мир, определить его дальнейшую судьбу. Первое купание, первое пеленание, укладывание в колыбель, выбор имени, первое кормление – удивительно, но именно эти этапы у самых разных народов проходили торжественно и в соответствии с закрепленной традицией. Автор поясняет, что такие торжественные действия создавали определенный настрой у всех взрослых, которые будут окружать ребенка в период взросления, помогут ему чувствовать себя своим, любимым, частью общины.
Ребенок растет, и его развитие сопровождают новые обряды: отлучение от груди, первые шаги, первая стрижка, инициация. Удивительным образом совпадает и воспитательная среда, поддерживающая растущих детей: фольклор, игры и игрушки, детские сообщества, складывающиеся определенным образом. Кстати, в традиционных обществах у отца, матери существовали определенные роли в воспитании. Очень распространенным было усыновление, оно позволяло сгладить возможные конфликты в родной семье и обеспечить ребенку ощущение безопасности и спокойствия.
Чем дальше читаешь, тем больше убеждаешься, что все эти диковинные, если не сказать дикарские, на взгляд современного человека, ритуалы действительно выстраивались в разумную и устойчивую систему воспитания, охраняющую детей от педагогических ошибок отдельных взрослых. Под конец даже становится жаль, что безвозвратно ушел в прошлое такой пласт культуры. Но хорошо, что не забыт. На этих примерах даже современный педагог может чуть лучше понять феномен детства.