Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Тюшев Юрий

Проект «Батарейка» – заряд исследовательской энергии!

Игровая технология, которая позволяет вовлечь детей в принципиально новую для них деятельность

С большим уважением относясь к такому подходу, как «обучение действием», петербургские педагоги из Школы социального проектирования каждый год предлагают всем желающим реализовать в учебных целях очередной тренировочный проект.
Они говорят: «Наши проекты не требуют специальной подготовки, надо только собрать детей и начать игру. Дальше станет видно,
что можно сделать и как. Основное предназначение игр – разведка, исследование чего-то неизвестного, а также быстрое и массовое вовлечение людей в какую-либо новую, незнакомую для них сферу деятельности».

Совсем непросто, как может показаться вначале, найти тему, учебное поле для проекта. Нужно, чтобы проект был небольшой по времени и масштабу (на 3–4 месяца для одной семьи, класса, школы); интересный для разных целевых групп; многогранный, многовекторный, многопроблемный – чтобы была свобода выбора в проектировании. Хорошо бы – малобюджетный или даже волонтерский, чтобы не упираться в деньги. И он должен быть пригоден для тиражирования.
В этом году у нас идет проект «Батарейка». Описание ситуации: «Не важно где, в каком месте вы сейчас сидите и читаете этот текст. Посмотрите вокруг. Обязательно где-то в нескольких метрах рядом с собой вы обнаружите часы, пульты, фонарики... везде вы встретите батарейки. А вы знаете, что случается с батарейками, когда они приходят в негодность: попадают в мусорное ведро». Все, больше ни слова. Начинается проектирование.
Первый шаг, осмысление самой ситуации. Попробуйте в свободной форме еще раз описать, но уже от своего имени, одну из ситуаций: «Я и батарейки» (я, моя семья и батарейки; я, моя школа и батарейки; я, мои друзья и батарейки; я, мой город и батарейки; я, моя страна и батарейки).
Очевидно, что разные истории прольют свет на разные проблемы. В городе негде зарядить аккумуляторы фотоаппарата и телефона – можно ли изменить ситуацию? Если ничего не приходит в голову – не бойтесь поделиться заданием с друзьями и коллегами – пусть думают вместе с вами. Обсуждайте. Тема не такая простая, как может показаться на первый взгляд.
Дальнейшее – выявление проблем и изыскание способов их решения. Будем фокусироваться на пяти ключевых зонах проектирования: окружение (контекст) проекта, дерево проблем проекта, дерево целей проекта, альтернативные пути достижения цели проекта, действия (мероприятия).
Для получения целостной картины следует проработать все ключевые области, лучше делать это коллективно. Все время держать в голове мысль: зачем мы включаемся в процесс, в чем состоит наша задача.
Может быть, в связи с батарейками мы думаем о том, как бороться с заболеваниями, вызванными загрязнением водоемов; или думаем о том, как вернуть стране лидерство на рынке производимых продуктов – четкая постановка отправного вопроса, делающая задачу очевидной, сплачивает группу. А идеи по изменению ситуации могут ветвиться сколь угодно широко. Но что-то ценное обязательно выкристаллизовывается, при усилии – осуществляется.
В таких играх могут доминировать разные цели: исследовательские, учебные, поисковые, цели вовлечения детей в новую деятельность. И по мере продвижения вперед они могут корректироваться.
Уже несколько лет многие классы и школы страны играют в нашу игру «Свежий взгляд». Она учит создавать новые идеи, выбирать для себя новые модели поведения, наблюдать за другими участниками команды и оценивать их качества. В ее основе – технология работы с большими группами. Полное руководство по подготовке и проведению игры «Свежий взгляд» вы найдете у нас на сайте: http://portal2.sspm-spb.ru/node/70/ .