Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК


Не тесты, а свободная беседа

Опытный педагог очень многое может сказать даже после нескольких минут общения с будущим первоклассником

Прием в первый класс никогда не обходится без родительских волнений и сомнений в правильности выбора школы и класса. Особенно если будущие учителя планируют работать по разным программам. Поэтому мы решили рассказать о том, как происходит прием в одной не совсем обычной школе, где все здание отдано только начальным классам, зато их целых двадцать четыре, по шесть в параллели. О своем опыте рассказывает Татьяна Малинкина, директор начальной школы № 992, расположенной в московском «спальном» районе.

При первой встрече с ребенком и его родителями мы стараемся определить интересы и склонности будущего ученика, учесть пожелания родителей, чтобы понять, в каком классе ребенок будет более успешен, в класс с какой программой его лучше определить.
Всем известно, что сейчас все дети имеют очень разную подготовку к школе. Единственное, что просто необходимо выяснить, – умеет ли ребенок читать, чтобы в одном классе не оказывались те, кто только осваивает буквы, и дети, читающие бегло. При распределении по классам мы это учитываем, чтобы не снижать самооценки первых и не заставлять скучать на уроках вторых. В этом случае учитель сможет опираться на дошкольную подготовку ребенка и предлагать детям задания в соответствии с их возможностями.
А общую направленность способностей и уровень развития мы определяем в свободной беседе о том, где живет ребенок, что любит делать, чем интересуется. Опытный педагог ведь очень многое может сказать даже после нескольких минут общения: наметанный глаз видит и особенности поведения, и уровень развития речи, и коммуникативные навыки. Беседа обязательно происходит в присутствии родителей, чтобы не возникало никаких обид и жалоб на необъективность. Открытость и прозрачность – очень эффективная стратегия.
Самое сложное, когда родительские амбиции явно идут вразрез с желаниями и возможностями ребенка. Иногда над здравым смыслом верх берут соображения престижа – углубленный английский язык, и как можно больше! – или модная тенденция, когда все хотят «экспериментальную программу».
В этом случае мы стараемся убедить взрослых в том, что при выборе традиционной программы лучше руководствоваться интересами ученика, его способностями и задатками. Конечно, если семья настаивает, мы идем навстречу. К сожалению, такие истории имеют печальное продолжение. Например, мама убеждена, что ее дочери необходимо углубленное изучение иностранного языка, а педагоги даже при беглом знакомстве увидели довольно серьезные логопедические проблемы, предлагали соответствующий класс, но мама настояла на своем. В результате через несколько месяцев родители понимают ошибочность выбора, пишут заявление, и девочка переходит на ту программу, которую ей рекомендовали еще при записи. Но уже с опытом неуспешности от перенесенного стресса. Иногда подобная реальная история, приведенная как аргумент, помогает убедить родителей прислушаться к мнению педагогов-профессионалов.
Договариваться с родителями становится тем легче, чем больше возрастает авторитет школы. Если вашу школу знают в районе и положительно отзываются о ней, это срабатывает как эффект бренда: родители понимают, что некомпетентного учителя здесь быть не может.