Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Технология «i-Школа»

Педагогические и образовательные особенности дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями

До последнего времени выбор образовательных возможностей для детей, которые с трудом передвигаются, плохо видят, слышат, контактируют с внешним миром, был небогатым: домашнее обучение или специализированный интернат. Недостатки того и другого очевидны. Однако в 2003 году в Москве появилась другая модель образования детей с ограниченными возможностями. Открылась «i-Школа», где работа с детьми велась на основе дистанционного обучения.

 

К счастью, из громких массовых кампаний, которыми ознаменовался «Год равных возможностей», тоже можно извлечь некоторую пользу. В этом году решено организовать подобные учебные заведения во всех субъектах РФ. (С одной стороны, это замечательно: детей, которые не могут посещать массовую школу, по России много, и дистанционное обучение даст им наконец шанс на хорошее образование. С другой стороны, как показывает печальный опыт, поголовное внедрение чего бы то ни было дает прямо противоположный эффект.) И для передачи уже накопленного опыта в конце октября на базе «i-Школы» был организован семинар для директоров будущих школ дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями. Это установочная встреча, за которой последуют работа на местах, пробы, ошибки и их корректирование. Ведущие нынешнего семинара будут выезжать для помощи и консультаций.

Другая реальность

Даже с учетом того, что слушатели уже имеют опыт коррекционной педагогики, предстоящая им работа имеет множество специфических особенностей.
О принципах работы рассказывает Александр Анатольевич Ездов, кандидат педагогических наук, директор «i-Школы»: «Образование с первого по одиннадцатый класс мы даем в дистанционной форме. Некоторые ребята приезжают в школу на очные индивидуальные занятия один или два раза в неделю, кто-то не приезжает совсем – у них мы стараемся бывать сами. Взаимодействие с ребенком должно происходить часто: очно или через компьютер.
Все же большая часть обучения перенесена в виртуальную среду. Учитель сидит за своим компьютером, а его класс рассеян по всей Москве, у каждого web-камера, микрофон, принтер, сканнер. Все детские работы, как и разработки учителей, хранятся на сервере школы.
Меняются условия взаимодействия с ребенком – меняется и их стиль. Удивительно, но посредничество компьютера делает отношения более честными, очищает их от имитаций и притворства. Если при изложении нового материала ученик чего-то не понял, он тут же попросит объяснить попонятнее. Для классно-урочной системы это скорее исключение, чем норма.
Еще одно серьезное различие: при дистанционном обучении учитель лишается иллюзий относительно того, что все присутствующие перед ним ученики действительно воспринимают учебный материал. При виртуальном общении нить, связывающая педагога и ребенка, постоянно натянута, ребенок не может заняться своими делами, заменив интеллектуальное участие в учебном диалоге физическим присутствием. Если же ему скучно, тяжело или некомфортно, он просто может сослаться на недомогание и выключить компьютер.
По словам Александра Ездова, учителя его школы практически всегда перерабатывают стандартные учебные программы в зависимости от особенностей каждого ребенка – «Физика. 7 класс. Для Пети». То есть в каждом случае учитель работает с конкретным образовательным запросом и реальной образовательной ситуацией.
Для мотивации ребят тоже приходится не декларировать, а на самом деле использовать соответствующие технологии. Например, проектную работу. Рассказывая об одном из самых удачных проектов, директор «i-Школы» мечтательно улыбается и с удовольствием вспоминает: «Без проекта по Леонардо да Винчи мы, наверное, закисли в течение бесконечной нудной третьей четверти. А эта тема подтолкнула интерес к изучению практически всех предметов во всех параллелях. Гуманитарии изучали картины и фрески, готовили тексты экскурсий, писали стилизованные басни; технически одаренные ребята выбирали объектом работы технические изобретения Леонардо. На уроках географии изучались путешествия и открытия той эпохи. Каждый учитель мог интегрировать свой предмет в эту обширную тему».

Остаются те, кто готов учиться

Такие учителя, как известно, на дороге не валяются. Их приходится отбирать, учить – выращивать, одним словом. Александр Анатольевич, услышав вопрос о том, кого он берет и оставляет в своей школе, сначала честно подумал, а потом сказал: «Тех, кто готов учиться. Все остальное не так важно». Видимо, поэтому слушатели семинара, размышляя о том, за что им нужно будет взяться в первую очередь, чаще всего называли обучение учителей. Ведь педагогам придется осваивать не только новые образовательные технологии, но и учиться по-новому относиться к своей работе и сотрудничеству с коллегами.
Постоянная обратная связь на каждом занятии с большой долей объективности показывает учителю результат его работы. И этот результат ему не всегда нравится. Из-за объективных причин, например, ухудшилось состояние здоровья ученика или субъективных – учителю не хватило мастерства. В любом случае такой результат сильно влияет на самоощущение. И учитель должен научиться относиться к этому конструктивно.
Не менее важно, чтобы педагоги спокойно относились к тому, что их уроки и разработки открыты для коллег и администрации. Но, как показывает практика «i-Школы», учителя, особенно те, что успели поработать в традиционной системе, очень неохотно соглашаются на полную открытость всех своих занятий: есть, мол, открытые уроки и контрольные работы, вот там и проверяйте. Пришлось действовать постепенно. Сначала все уроки были объявлены открытыми, но лишь для представителей администрации. Чтобы учителя захотели «впустить» к себе коллег, пришлось придумать конкурсы с самыми разными номинациями. В голосовании принимала участие вся школа, и в процессе обсуждений, споров и оценок получение призов как-то незаметно отодвинулось на второй план. А главным стал интерес к чужой работе, анализ собственных материалов.
Это особенно важно для такого небольшого сообщества. Недаром уже существующий сервер, поддерживающий работу «i-Школы», решено сделать открытым для всех учебных заведений подобного типа. В наше жесткое время, когда все отчаянно борются за права интеллектуальной собственности, эти педагоги считают, что «чем больше коллег просмотрят и опробуют наши материалы, тем лучше они станут». Таким образом, все педагоги, вовлеченные в орбиту дистанционного образования детей с ограниченными возможностями, образуют единую творческую группу.

Материалы полосы подготовила Елена КУЦЕНКО