Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Финансирование нацпроекта «Образование» под вопросом?

Чиновники с тем большей готовностью отчитываются об уже достигнутых результатах, чем с меньшей уверенностью они могут говорить о том, что будет дальше

На днях в Минобрнауки состоялось первое в новом учебном году заседание межведомственной рабочей группы (МРГ) по приоритетному национальному проекту «Образование», на котором чиновники отчитались об успешной реализации ряда направлений нацпроекта. Однако о перспективах их развития говорить пока трудно: расходы по одним уже сокращены, по другим – пока нет, но отсутствие ясности с финансированием сильно усложняет планирование.

 

Главные по тарелочкам

Совершенствование организации школьного питания начато с 2008 года. В прошлом году в проекте участвовали 14 пилотных регионов, отобранных по конкурсу, в этом году к ним присоединились еще 7. В отличие от других направлений нацпроекта финансирование «кухонной реформы» не сократилось, а наоборот, даже несколько увеличилось.
В 2008 году на проект было израсходовано 1,5 млрд рублей, из них 500 млн – из федерального бюджета. В нынешнем году общая сумма затрат составит порядка 2 млрд рублей, из них 1 млрд – из федерального бюджета, более 984 млн рублей выделят субъекты РФ и муниципалитеты, остальные деньги поступят из внебюджетных источников.
Проект предусматривает, что система школьного питания в регионах-участниках будет перестроена с учетом современных технологий; все школьники получат горячие завтраки и обеды, будут разработаны диетические меню. А работники школьных столовых повысят свою квалификацию.
Сегодня деньги идут на оснащение столовых современным оборудованием, закупку мебели, строительство, реконструкцию и ремонт пищеблоков.
Однако лишь в 76% пилотных регионов эти работы выполняются в намеченные сроки. Например, в ряде школ Республики Северная Осетия – Алания планируется завершить ремонт в период осенних каникул, в Санкт-Петербурге – лишь к 20 августа 2010 г.
Кстати, северной столице и Кемеровской, Липецкой, Тамбовской областям планируется предоставить льготные кредиты на строительство комбинатов школьного питания. Общая сумма запрашиваемых на два года кредитов – 1,664 млрд рублей.
По словам директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты Алины Левитской, во всех регионах – участниках проекта разработаны и реализуются образовательные программы, направленные на формирование культуры здорового образа жизни. Вскоре они будут размещены на сайте Минобрнауки.
Но самым главным результатом проекта можно считать увеличение числа учащихся пилотных школ, получающих двухразовое горячее питание: если до начала эксперимента этот показатель составлял в среднем 76%, то теперь 100%. Улучшилось и качество питания: в рацион детей включено больше фруктовых и овощных салатов, разнообразных выпечек, блюд из рыбы, мяса, птицы, молочных продуктов.
Проект планируется продолжить до 2011 г. включительно. Будут ли задействованы в нем новые участники? Об этом А.Левитская не говорила: неопределенность с планированием бюджетных расходов не дает возможности строить какие-либо планы.

«Информации о проблемах не поступало»

Хорошо обстоят дела и с переходом школ на региональное финансирование доступа к сети Интернет. По крайней мере так считает заместитель руководителя Рос­образования Вадим Лазутин.
Между тем еще год назад этот вопрос вызывал серьезные дискуссии. Напомним, что в 2006–2007 гг. все российские школы подключили к интернету за счет средств федерального бюджета. А с октября 2008 г. начался поэтапный переход общеобразовательных учреждений на региональное финансирование.
По данным на сентябрь 2009 г., интернет-трафик для 42589 школ оплачивается из региональных бюджетов, а для 7550 – за счет федерального.
С 1 января 2010 г. все полномочия по финансированию этой статьи расходов будут полностью отданы субъектам РФ.
«У нас нет информации о том, что где-то возникли сложности в связи с переходом на региональное финансирование», – отметил В.Лазутин. По его словам, в первом полугодии 2009-го объем трафика в школах составил 435 терабайт, что почти в полтора раза превышает показатели за аналогичный период минувшего года и «свидетельствует о повышении активности использования интернет-ресурсов в школах».
Однако благостные представления чиновников развеяло выступление помощника полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Валерия Голощапова. Он рассказал, что малокомплектные сельские школы Архангельской области рискуют в скором времени остаться без интернета: не хватает денег на его оплату.
Проблема состоит в том, что спутниковые каналы связи, которые действуют в отдаленных территориях, примерно в четыре раза дороже наземных. Например, вышеупомянутые школы, по словам В.Голощапова, платят более 100 тыс. рублей в год за безлимитный интернет.
Возможный выход – сменить провайдера и платить за услуги «по фактическому потреблению». Однако в этом случае прежний федеральный провайдер – ОАО «РТКомм.РУ» снимет установленное ранее оборудование и придется покупать новое.
Директора школ и местные власти неоднократно просили представителей министерства и Рособразования помочь в разрешении этого спора, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
Комментируя эту ситуацию, министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что «такие проблемы должны решаться на местах, министерство не вправе вмешиваться в спор хозяйствующих субъектов», а регионы «должны уметь бороться за свои права, тем более что у них есть свои рычаги давления на провайдеров».
Один из таких рычагов – обращение в суд в случае невыполнения провайдером условий контракта, в том числе по обеспечению скорости интернет-трафика.
Как рассказал ректор Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, в ряде регионов скорость школьного интернета составляет 12–24 Кбит в секунду вместо положенной – 128 Кбит в секунду (в то время как оптимальной является скорость 512 Кбит в секунду). Такие низкие технические возможности, по мнению эксперта, не позволяют реализовать современные образовательные программы и сетевые проекты.
В.Лазутин в своем выступлении бегло упомянул о намерениях Рособразования найти новые технические решения, чтобы повысить скорость школьного интернета. Однако на вопрос, что конкретно для этого будет предпринято, четкого ответа он не дал.
Ясно только одно: в обозримом будущем федеральный центр платить за школьный интернет не будет. Равно как и не будет финансировать внедрение свободного программного обеспечения, апробация которого успешно прошла в 2008 г. в школах Татарстана, Пермского края и Томской области. В настоящее время подписано соглашение о его использовании с 70 субъектами РФ.
Единственная реальная помощь, которую окажет федеральное ведомство муниципальным школам, – подготовка тьюторов, которые будут оказывать техническую и методическую поддержку пользователям свободного ПО.

Деньги в обмен на эффективность

Заместитель директора Департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке Минобрнауки Евгений Князев представил Концепцию формирования и развития федеральных университетов. Этот процесс будет проходить поэтапно.
В 2010 г. планируется завершение пятилетних программ развития действующих Сибирского и Южного федеральных университетов. Затем будут созданы аналогичные системообразующие вузы в Северо-Западном, Уральском, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах.
По словам Е.Князева, в министерство из регионов поступило более 30 предложений о создании таких учебных заведений. Однако планирование, как и в случае со школьным питанием, затруднено неясными финансовыми перспективами.
Так, если в 2007–2008 гг. Южный и Сибирский федеральные университеты получили стартовый капитал в объеме 5,25 млрд рублей в расчете на каждый вуз, то в нынешнем – по 500 млн рублей вместо запланированных 2 млрд рублей. Сокращение произошло в связи с секвестированием бюджета в целом и расходов на ПНП «Образование» в частности.
Выступая на заседании МРГ в мае этого года, А.Фурсенко призвал ректоров мегавузов «сократить расходы, перераспределять средства оптимальным образом и резко умерить аппетиты». При этом он подчеркнул, что о тех деньгах, которые были выделены на развитие федеральных университетов в докризисный период, «мы будем еще долго вспоминать как о чем-то фантастическом».
Оба вуза израсходовали колоссальные средства на приобретение уникального учебно-лабораторного оборудования, на создание центров коллективного пользования и технопарков.
Однако сделанные на том заседании отчеты ректоров, какие научные исследования проводятся в их вузах, как обновляются образовательные программы, издаются новые учебники и пособия, не убедили членов МРГ в том, что образовательные гиганты сумеют выполнить поставленные перед ними задачи.
Самая главная задача, как напомнил А.Фурсенко, состоит в улучшении социально-экономической ситуации в тех регионах, где действуют федеральные университеты.
Также в числе показателей эффективности их работы важное место занимают международное и национальное признание и конкурентоспособный (в международных масштабах) уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических работ.
В 2011 г. двум мегавузам предстоит пройти процедуру аккредитации. Удастся ли им войти в десятку ведущих вузов России, покажет время.
А пока в ближайших планах – переход этих вузов в автономные учреждения согласно закону о деятельности федеральных университетов, принятому в феврале этого года. Смена статуса должна произойти до конца 2009 г. По замыслу законодателей, благодаря этому повысится хозяйственная самостоятельность вузов, увеличится приток доходов, получаемых от внебюджетной деятельности и целевого капитала.
Предполагается, что доля средств из региональных бюджетов и внебюджетных источников составит 30–40% от общей суммы ассигнований, поступающих на финансирование федеральных университетов.
По мнению А.Адамского, прежний принцип – «деньги в обмен на обязательства», применявшийся в отношении федеральных университетов, теперь должен быть заменен на другой: «деньги в обмен на эффективность», причем одним из критериев оценки результатов должно стать участие этих вузов в развитии общего образования регионов, в том числе в повышении квалификации педагогов.
Участники заседания согласились с таким подходом.