Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2009
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Леонтьева Ольга

Профессиональное образование в формате парк-студий

Что необходимо сделать, чтобы выпускники были востребованы на рынке труда?

Легко ли вчерашнему школьнику найти работу? Как правило, выпускники могут рассчитывать лишь на самые низкооплачиваемые должности. Но даже получение специальности в среднем или высшем профессиональном учебном заведении отнюдь не гарантирует трудоустройства. Прослушанные лекции и сданные экзамены не делают людей специалистами: вся система образования устроена так, что фактически она работает сама на себя, а не на рынок труда, не на социальный заказ.

Можно ли изменить эту ситуацию если не на уровне государства, то на уровне отдельного региона? Этому вопросу был посвящен семинар, который прошел в августе по заказу министерства образования Пензенской области в Институте развития образования г. Пензы.

Системный сбой

Прежде чем рассказать о работе семинара, попробуем обрисовать предпосылки его проведения.

Наша система профессионального образования выпускает людей знающих, но… не способных использовать свои знания. Проверка учебных достижений организована так, чтобы определить, кто из выпускников достоин продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Отличные отметки в вузе позволяют продолжить учебу в аспирантуре, докторантуре, заниматься научными исследованиями.

А вот опыта работы профессиональное образование не дает. 2–3 месяца практики – это очень мало. В результате молодые люди даже не пытаются трудоустроиться по специальности – ее они не знают. Познакомиться с профессией на лекциях невозможно.

Еще хуже обстоит дело с собственными начинаниями вчерашних выпусников. Мало кто пробует открыть свое дело, создать новые рабочие места. Любой теоретический курс никогда не поможет воплотить полученные знания в жизнь. Да и способен ли преподаватель, который сам никогда не создавал новое предприятие, научить этому других? Конечно, нет. Но именно такие люди (за редкими исключениями), пусть даже с учеными степенями, преподают и в колледжах, и в вузах, и в университетах.

В результате при огромном (даже чрезмерном) количестве учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования уровень подготовки молодых специалистов очень низок. Зато процент молодых людей, уезжающих из родных мест в крупные города, неуклонно растет. Это один из результатов плохой профессиональной подготовки. Выпускники считают, что такой вариант – единственный способ найти хорошую работу, иметь высокую заработную плату. Но удается это лишь единицам...

Шаг первый: уточнение проблемы

Каким образом можно и нужно изменить систему профессионального образования, чтобы она готовила молодых людей не только для продолжения учебы, но и для успешной профессиональной деятельности?

В пензенском семинаре участвовали ученые и преподаватели института, руководящие работники учебных заведений начального и среднего профессионального образования и методисты. Семинар был организован для того, чтобы наметить возможные системные изменения в профессиональном образовании региона.

Мы вместе искали пути возможной модернизации, используя известную и широко используемую в мировой практике модель Продуктивного образования и разработанную в России концепцию Парк-школы Милослава Балабана, которая ориентирована на развитие инициативы и личной ответственности каждого учащегося.

В начале работы мы уточнили проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели учебных заведений.

– Понимаете, наши студенты не могут и не хотят учиться. Им просто неинтересно, многие пришли к нам вовсе не для того, чтобы получить специальность, а просто чтобы иметь хоть какой-нибудь сертификат об образовании.

– У нас, напротив, и конкурс большой, и студенты есть сильные. Но мы держимся не за счет социального заказа, а за счет родительского. Обществу не нужно большое количество художников и архитекторов (речь идет об архитектурно-строительном колледже), но родители готовы платить за приобретение этих профессий. Правда, ребят трудоустроить мы не можем, а открыть свою фирму они не в состоянии.

– В нашем регионе помогают молодым предпринимателям. Каждому, кто готов открыть собственное дело, выделяется около 60 тыс. рублей. Если вместе соберутся человек десять, они вполне могли бы вложить эти средства в новое предприятие. Но молодые люди не знают, как это сделать, – их никто этому не учил.

– Многие из наших студентов совершенно не способны учиться, у них была очень слабая подготовка на предыдущем уровне.

– Большинство наших ребят из «сложных» семей, живущих на очень низком уровне. У них совсем другие проблемы, не хотят они за партами сидеть, а все кругом твердят, что нужно получить образование. Вот они и приходят к нам, но учиться-то совсем не хотят.

Итак, главная проблема – отсутствие интереса к будущей профессии. Причины ее появления разные, но результат один: если студент не заинтересован в получении специальности, он не сможет стать хорошим специалистом. Вряд ли молодых людей смогут увлечь лекции и зачеты. Значит, нужно изменять сам процесс обучения, делать его более значимым для учащихся. Двойками и приказами их заинтересовать нельзя – большинство уже вышли из того возраста, когда страх перед наказанием является стимулом к учебе. Кроме того, на рабочих местах (особенно для создания новых организаций, предприятий) нужны не те, кто научился подчиняться, а те, кто способен создавать что-то свое и отвечать за собственные действия, но именно таким молодым людям труднее всего получить хорошие дипломы. Замкнутый круг.

Шаг второй: формулирование цели

Критиковать просто: и здесь не так, и это нельзя сделать. А как должно быть организовано начальное и среднее профессиональное образование, чтобы молодые люди, пришедшие учиться, смогли вырасти настоящими специалистами? Мы попробовали абстрагироваться от сегодняшних реалий и описать модель идеального начального и среднего профессионального образования. В результате получились два варианта, каждый из который вполне может быть осуществлен.

Идея первая

Мы так и не придумали названия для этой идеи. Наверное, дело в том, что она, с одной стороны, предельно проста. А с другой – настолько необычна, что, обозначая ее двумя-тремя словами, мы невольно сужаем возможности развития.

Итак, предлагается создать в регионах особые учебные центры, где можно получить начальное и среднее специальное образование. Поступить в них может любой.

В этих центрах не будет единых семестров и сессий; каждый, кто придет туда учиться, получит «ваучер» – подтверждение возможности использовать определенную сумму бюджетных средств на собственное образование. Если, например, студент поступает учиться после девятого класса, то в течение 4 лет он должен освоить 40 различных курсов (будем исходить из среднего – 5 курсов за семестр).

На каждый курс выделяется энное количество денег, которые студент может потратить в течение этих лет на обучение.

Получив ваучеры, студенты не садятся за парты, а пытаются трудоустроиться – это и есть первое задание. Работа будет основным местом их учебы, поэтому они не требуют больших зарплат или вообще работают безвозмездно, в соответствии с возможностями (по 6 или 7 часов в день в зависимости от возраста, не более 4 дней в неделю). Один день в неделю студенты собираются вместе, в группах по 10–15 человек, обсуждают успехи и неудачи со своим тьютором (его работа этим не ограничивается, но это – отдельная тема).

Работая в любом коллективе, на любой специальности, каждый студент становится не мастером, а подмастерьем – помощником опытного специалиста. В ходе работы неизбежно возникают трудности: чтобы овладеть профессией, не хватает тех или иных знаний. Студенты сообщают об этом тьютору.

Как только выясняется, какие именно знания необходимы конкретному студенту, он заказывает себе в центральном офисе соответствующий курс. Когда набирается несколько заказов на один курс, студенты собираются в одном максимально удобном для них месте, куда и приезжает преподаватель соответствующего профиля. Работу преподавателя студенты оплачивают собственными ваучерами.

За годы обучения каждый студент может несколько раз сменить место работы-учебы, проходит определенные, необходимые именно ему курсы, оплачивая их за счет своего ваучера. В зависимости от пройденных курсов-модулей ему в результате присваивается та или иная специальность. Кроме того, с каждого места работы он получает рекомендательное письмо, которое он потом может представить при поступлении на работу по окончании учебы.

Работая в качестве подмастерьев, молодые люди, избравшие себе род деятельности в соответствии со своими склонностями и способностями, зарекомендуют себя с лучшей стороны и по окончании учебы будут уверены, что найдут работу. Самые активные должны иметь возможность пройти дополнительный курс – «Курс молодого предпринимателя», вести который будут не теоретики-преподаватели, а сами молодые предприниматели, открывшие в регионе собственное дело в последние пять лет. У них тоже можно поработать в качестве подмастерьев. Такой курс и работа резко увеличат вероятность открытия выпускниками собственного дела: кроме понимания, как это организовать, они будут иметь не менее важную для бизнеса возможность – контакты с другими предпринимателями (хотя бы с одним из них – с тем, кто вел этот курс). Чтобы молодые предприниматели и другие работодатели были заинтересованы в предоставлении рабочих мест учащимся, им должны даваться некоторые налоговые льготы (которые довольно быстро окупятся в регионе за счет расширения рабочих мест, трудоустройства молодежи).

Идея вторая

Вторая модель оказалась более привычной для всех педагогов. Например, можно первый год обучения в любом профессиональном учебном заведении организовать по следующей схеме. 1–2 дня в неделю студенты работают подмастерьями на рабочих местах в городе. Остальные дни занимаются в «парковом режиме» – в системе открытых парк-студий. Параллельно с парк-студиями учебных предметов общеобразовательного цикла в учебном заведении открываются парк-студии профессиональной подготовки, которую студенты тоже имеют возможность получать. Специализация проходит после окончания первого курса. Ребята, показавшие свою увлеченность конкретными специальностями (и посещавшие эти парк-студии регулярно, ставшие там подмастерьями), имеют привилегии при выборе будущей специализации.

Шаг третий: конкретные меры

Проблемы обозначены, цель есть… но как ее достигнуть? Как сделать первый шаг к новой, ориентированной на профессиональный опыт, творчество, инициативу профессиональной школе? От точности выбранного первого шага зависит возможность достижения цели – иначе можно утонуть в болоте инструкций старой профессиональной школы. И первый шаг – не за учителями, и даже не за администрацией учебных заведений, некоторые из которых уже сегодня готовы к изменениям. Первый шаг должны сделать управленческие структуры региона, введя льготы для тех предпринимателей и предприятий, которые возьмут к себе на работу студентов, помогая молодым людям найти себя в социуме.