Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Может пригодиться

Конечно, не все первоклассники должны в сентябре начать конструировать школы для зверей и цветов. Но, приступая вместе с маленькими детьми к осуществлению любого коллективного масштабного проекта, стоит обратить внимание на некоторые организационные приемы.

Время ограничено

Всякая работа должна когда-нибудь закончиться. Самый увлекательный процесс должен привести к определенному результату, который можно представить зрителям, экспертам. Возникает необходимость действовать в каких-то временных рамках. Маленьким детям это дается с трудом (большим, честно говоря, тоже). Значит, следить за ходом времени придется учителю.

Каждый день, а порой и несколько раз в день устраиваются в классе мини-презентации всего нового, что появилось в школах. Идеи подхватываются, перенимаются (к мастерам по изготовлению пауков из бисера или ворон по методу оригами бегут за советом директора соседних учебных заведений). Неторопливые строители начинают суетиться (вон у птиц уже сколько всего, а мы-то что?). Настоящее гнездо, случайно найденное на пришкольном участке, рассматривают, изучают всем коллективом. Не ради практической пользы – просто интересно.

А учитель периодически напоминает: все должно быть готово через две недели (через неделю, завтра).

Будущее туманно

Ребята, конечно, не представляют в начале работы, как будет выглядеть их конечный результат. Возможно, и не стоит требовать от них этого представления. Просто время от времени, разглядывая новые детали макета, педагог спрашивает: «А что еще вы хотели бы сделать?» Даже если у ребят и не было никаких планов на будущее, вопрос пробуждает их фантазию. Новая идея становится планом работы на ближайшие часы. Или благополучно умирает, потому что кто-то из строителей придумал нечто более грандиозное.

Иногда поводом к совершенствованию конструкции становятся вопросы на понимание (а как это будет происходить?).

Так выстраивается постепенно грандиозный макет: шаг за шагом, от одной выдумки к другой. И на этой дороге вопросы педагога помогают ученикам двигаться вперед, а напоминания о неумолимом времени регулируют скорость движения.

Не торопиться с уборкой помещения

Этап презентации проекта перед родителями – это еще не настоящий финал, когда можно убирать в дальний ящик отработанный материал. Пусть все макеты остаются в классе: на полках, на свободной парте в уголке, на подоконниках. С ними ребята будут играть на переменах и после уроков, о них можно иногда вспоминать на занятиях по разным поводам и находить в хорошо знакомом нечто неожиданное.