Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


Дашковская Ольга

«Наша новая школа»: отзывы, поправки, предложения

На парламентских слушаниях основные тезисы президентского проекта подверглись умеренной критике

В начале июня Министерство образования и науки передало в правительство предложения по реализации президентской инициативы «Наша новая школа». А накануне в Госдуме состоялись парламентские слушания, посвященные законодательному обеспечению нового проекта. В обсуждении, проходившем в режиме видеоконференции, участвовали 5814 работников образования и депутатов законодательных собраний всех федеральных округов.

 

Пять направлений

Национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа»  – была заявлена в Послании Президента России Дмитрия Медведева 5 ноября 2008 года. При министерском Департаменте государственной политики в области образования была создана рабочая группа – своеобразная дирекция проекта. Эта группа и предложила план, как реализовать проект. На этот документ поступили отзывы из 50 регионов, от ведомств, профсоюзов и общественных организаций. Как утверждают в министерстве, в доработанном тексте документа отражены разные позиции по каждому направлению инициативы. Эти позиции кратко описал руководитель департамента Игорь Реморенко.
Обновление образовательных стандартов. Одна точка зрения – стандарты должны быть унифицированными и содержать единый перечень требований. Другая точка зрения – и она преобладает – стандарты должны быть ориентированы на выбор.
По словам И.Реморенко, в министерстве начал работать Совет по новым федеральным государственным образовательным стандартам, состоящий из трех рабочих групп. Их задача – экспертиза стандартов общего и профессионального образования (начального, среднего, высшего). Ожидается, что будут представлены альтернативные варианты.
В начале июня, как заверил И.Ремо­ренко, новые ФГОС появятся в открытом доступе для независимой экспертизы.
Создание системы поддержки талантливых учеников. Первый подход к этой задаче  – организовывать специальные школы для одаренных. Второй – создавать творческую среду в массовой школе; именно он заявлен как приоритетный. Уже сейчас разрабатывается модель портфолио достижений ученика; результаты, отраженные в портфолио, наряду с итогами ЕГЭ будут учитываться при поступлении в вуз.
Развитие учительского потенциала. Это направление проекта собрало максимум замечаний и предложений. По общему мнению, повышение квалификации учителей нужно проводить в школах  – победителях нацпроекта. Кроме того, министерством уже подготовлены новые квалификационные характеристики для педагогов. В числе новых требований  – обязательное владение информационными технологиями.
Создание современной школьной инфраструктуры. Эта тема вызвала немало споров. Предлагалось, например, строить школьные здания по типовым проектам, одинаковым для всей страны. Однако за основу был принят другой подход: здания нужно конструировать в зависимости от местных условий и потребностей самих образовательных учреждений. Курировать это направление в дальнейшем будет Министерство регионального развития.
Здоровье школьников. Пятое направление проекта тоже оказалось дискуссионным. Первый вектор – нужно усилить контроль за здоровьем учеников, ввести специальные карты и паспорта здоровья, чтобы отслеживать состояние детей во время их обучения. Второй вектор – нужно развивать индивидуальные образовательные программы, расширять выбор занятий по интересам, и тогда школьная среда будет позитивно влиять на самочувствие ребят.
…Подводя итоги заочного обсуждения проекта президентской инициативы, заместитель министра Юрий Сентюрин отметил, что «пока мы не встретили скептических или оппонирующих взглядов по поводу этого материала».
А на парламентских слушаниях они прозвучали.

Идеалы и реалии

«В реальности массовая школа существенно отличается от заявленных ориентиров, – подчеркнул проректор Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Раис Загидуллин. – И эффективность помощи школе упирается в вопрос распределения предметов ведения и полномочий между органами власти федерального, регионального, муниципального уровней. Массовой школе сложно помочь в условиях нынешнего законодательства. И его надо совершенствовать, поскольку школа  – это не только зона государственного интереса, но и зона государственной ответственности».
Р.Загидуллин предложил создать на базе концепции «Нашей новой школы» общеотраслевую программу, которая бы помогла реально решить проблемы рядовых школ.
Это мнение разделяют многие участники слушаний.
Член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Наталья Пугачева считает, что государство прежде всего должно обеспечить капитальный ремонт аварийных школ. В 2009 году федеральный бюджет выделит на это 2,5 миллиарда рублей в соответствии с перечнем, в который министерство включило 900 школ.
На примере Амурской области, которую она представляет в нижней палате парламента, Н.Пугачева доказала, что этих средств явно недостаточно.
По ее словам, из 407 школ, действующих на территории региона, 79 требуют капитального ремонта. В министерский список попали только 22 из них. На ремонт этих 22 школ федеральный центр дает 143 миллиона рублей, а это только 50% сметы. Остальные деньги должны изыскать региональные власти.

Экономическая составляющая

Председатель ЦК профсоюза работников народного образования Галина Меркулова подвергла критике целый ряд позиций «Нашей новой школы».
Напомним, что проект предполагает, что в школу придут работать учителями люди из других профессий. По мнению Г.Меркуловой, «это принижает роль и сложность педагогического труда». Более серьезные опасения вызывают заложенные в проекте экономические механизмы.
Нормативно-подушевое финансирование, по словам Г.Меркуловой, приводит к сокращению психологов, воспитателей, социальных педагогов. А новые системы оплаты труда (НСОТ), которые вводят регионы – участники КПМО, задают совершенно разные условия в оплате труда учителей.
«Необходимо ориентироваться на инвариант в построении системы оплаты труда  – не с целью уравниловки, а для обеспечения равных стартовых условий»,  – считает Г.Меркулова.
Аналогичной точки зрения придерживается начальник Главного управления образования Псковской области Вера Емельянова. Она рассказала, что в ходе реализации КПМО в области средняя зар­плата учителей увеличилась вдвое  – с 5 до 10 тысяч рублей. Но в других регионах заработок педагогов достигает и 40 тысяч.
«Сегодня зарплата учителя зависит от уровня бюджетной обеспеченности региона. Дотационные территории, не имеющие серьезной экономической базы, не могут себе позволить в этом отношении развиваться более энергично, и равноправия мы здесь никогда не достигнем»,  – считает В.Емельянова.
Другие участники слушаний предлагали, чтобы федеральный центр выделял средства на стимулирующую часть фонда оплаты труда, поскольку в дотационных территориях эта часть в основном расходуется на выплату МРОТ.
Много внимания в выступлениях участников парламентских слушаний уделялось также социальным мерам поддержки педагогов. На этот счет высказывались разные суждения.

Моральные и материальные стимулы

«Многие проблемы мы смогли бы решить, если бы законодательно изменили статус учителя и приравняли его к госслужащим», – считает председатель Комитета по социальной политике Госсовета Республики Коми Ольга Савостьянова.
Не дожидаясь помощи от федеральных властей (и видимо, не особенно на нее рассчитывая), субъекты РФ принимают свои программы социальной поддержки учителей. Как рассказал министр образования Хабаровского края Андрей Базилевский, в крае разработана концепция кадровой политики в области образования. В ней предусмотрены как моральные, так и материальные стимулы, чтобы поощрить качественный учительский труд.
Например, молодые специалисты, работающие в отдаленных районах, улучшают жилищные условия за счет краевого бюджета. А выпускники педвузов, отработавшие не менее трех лет в сельских школах, вскоре будут получать так называемый накопительный капитал – 50 базовых окладов.
Принятые меры, по словам А.Бази­левского, уже «позволили снять остроту кадровой проблемы»: в села приехали работать около 1500 молодых учителей.
Директор Сросткинской школы имени Шукшина (Алтайский край) Константин Валиков рассказал о краевой системе грантов для учителей. Но гранты грантами, а волнует сельских педагогов другое: в Думу снова поступил законопроект, отменяющий льготы по коммунальным услугам для сельских учителей.
«Не ошибусь, если от лица всего сельского учительства скажу о том, что такие льготы сельскому учителю необходимы, а их отмена усугубит кадровые проблемы школы», – сказал К.Валиков.

Три предложения

Участники слушаний выдвинули много законодательных инициатив и предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы образовательных учреждений. Перечислим наиболее значимые из них.
Во-первых, предлагается разработать правовые нормы для дистанционного образования, которое все шире применяется и для обучения детей-инвалидов, и для повышения квалификации учителей.
Во-вторых, предлагается дать педагогическим колледжам право реализовать программы трехлетнего прикладного бакалавриата, поскольку выпускники этих образовательных учреждений больше, чем студенты педвузов, мотивированы на работу в школе.
В-третьих, предлагается закрепить в законодательстве статус инновационных образовательных учреждений (школ надомного обучения, центров развития образования и других).
Многие участники слушаний говорили также, что необходимо поддержать на федеральном уровне дополнительное и дошкольное образование: если они не будут развиваться, решить амбициозные задачи, заявленные в президентской инициативе, не удастся.
Организаторы слушаний обещали учесть замечания, высказанные в ходе обсуждения документа, в тексте рекомендаций, которые поступят в правительство и в органы исполнительной власти субъектов РФ, – «не только для информации, но и для исполнения».
Что же касается главного вопроса – как будет финансироваться проект «Наша новая школа», – то Ю.Сентюрин пояснил, что финансирование будет осуществляться в увязке с «Концепцией развития России до 2020 года» и федеральными целевыми программами развития образования (ФЦПРО) на 2006–2010 годы и 2011-2015 годы. Первая уже действует, вторая еще только разрабатывается.

…Окончательный вариант проекта «Наша новая школа», как обещают в министерстве, будет готов в августе. Его планируется обсудить на традиционных августовских педсоветах. Предполагается, что в ближайшие годы будут запущены основные механизмы реализации стратегии.