Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Чканникова Варвара

Возможности расширяются. Но не для всех

Увеличение ресурсов не приводит к равной доступности качественного образования

Образование – тот же рычаг Архимеда, которым можно перевернуть мир, считает доктор социологических наук, автор недавно вышедшей книги «Неравенство и образование: опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи» Давид Константиновский. Кто бы спорил: рычаг. Вопрос – куда и в чью сторону при его помощи поворачивают мир сегодня?
Мы приводим некоторые фрагменты книги.

В барьерной доступности

Согласно результатам исследования школ, которые предоставляют качественное образование и удовлетворяют всем критериям качества, в стране 11%. Кто в них учится?
Казалось бы, подушевое финансирование (деньги следуют за учеником) расширяет возможности школ и учащихся. Однако это расширение происходит по-разному для выходцев из разных слоев населения. Результаты исследования, например, показали, что каждый пятый из старшеклассников школ, лучших по качеству обучения, доставляется в школу на родительском автомобиле. Понятно, что при выборе школы эти подростки использовали возможность, которую имеют не все. Подросток из сельской местности, как бы успешно ни следовали за ним положенные государством на его учебу деньги, едва ли сможет воспользоваться ими для получения образования в хорошей школе областного центра. Отсюда следует вопрос: расширяется ли на самом деле социальная база качественного образования? «Да» – это обобщенный ответ. Конкретно  – нет. Как показали исследования в регионах, программы, направленные на устранение территориальных барьеров, например «Школьный автобус», не справляются с задачей повышения жизненных шансов учеников, если школа, в которую возят детей, всего лишь более обеспечена ресурсами, но с точки зрения качества получаемого образования ничем не отличается от прежней школы.

Ожидания и планы: поступление/трудоустройство

Оценки вероятности поступления после школы в вуз – своего рода индикатор результативности обучения. Так полагают 67% родителей.
Выше всего оценивается вероятность поступления родителями и учениками сильных гимназий. Предсказуемо: 73% из них отметили важность хорошей подготовки основным признаком хорошей школы. Поступление в вуз для выпускников сильных школ – это безальтернативный сценарий. В то же время хорошие возможности трудоустройства после школы интересуют учащихся обычных школ, хотя среди родителей эта позиция наименее популярна.
Для минимизации рисков, связанных с поступлением в вузы, распространенной является стратегия дополнительного образования.
Бесплатно в школе занимаются улучшением успеваемости в ОУ среднего уровня: в слабых эти услуги не востребованы, а в элитных ничего бесплатного не бывает.
Платные занятия в школе посещают 10% опрошенных, это, как правило, ученики сильных школ.
Занятия вне школы. В среднем по России к услугам репетиторов обращаются 27% опрошенных. Причем чем выше уровень школы, тем чаще учащиеся занимаются с репетитором. К платным услугам в школе, связанным с подготовкой в вуз, прибегают 15% респондентов; ходят к репетиторам готовиться в вуз 32%.
Однако все эти компенсаторные механизмы, призванные способствовать поступлению в вузы, регулируются факторами территориальной, экономической и социо­культурной доступности. Увы, «шансы на повышение шансов» у учеников сильных, слабых и средних школ при помощи дополнительного образования не равны.
Тут стоит напомнить о тенденции вывода части предметов из обязательной программы и предоставления этих услуг как дополнительных, платных. Исследование показало, кому придется расплачиваться за то, что мест в хороших школах, как пряников сладких, не хватает на всех. Да, не самым обеспеченным – семьям врачей, инженеров и других специалистов, несмотря на то, что как раз у их детей мотивация к учению высокая.

Деньги к деньгам

Таким образом, меры, которые применяются к образованию в рамках проектов модернизации, только на словах направлены на расширение возможностей всех молодых людей. На самом деле эти меры ведут к расширению возможностей тех, кто и без того имеет высокие шансы. Например, расширение хороших школ: они расположены в крупных городах. Или дополнительное образование: оно тоже достанется городским детям, к тому же из материально благополучных семей.
Всякий раз при увеличении ресурсов, направляемых на отрасль, они достаются прежде всего тем, кто и раньше располагал ими в большей мере, кто привык к обладанию и доминированию. И это относится не только к поступлению в высшие учебные заведения, но и к успешному их окончанию, дальнейшему трудоустройству.