Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Как известно, дискуссия используется в школьной практике для решения самых разнообразных педагогических задач. Специальным образом организованное обсуждение может помочь детям выработать ценностное отношение к миру.
В других случаях дискуссия выступает как форма организации групповой деятельности школьников, например, по целеполаганию или групповому анализу ситуации. Но все эти задачи успешно решаются только при условии грамотной организации дискуссии, когда она не превращается в способ доказательства заранее сформулированного учителем тезиса.
О том, что важно учесть при организации и проведении публичных диспутов, рассказывается в статье докторанта Ульяновского центра теории воспитания РАО И.Шустовой «Как научиться проводить дискуссии в классе» («СПУТНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ», № 2 за 2009 год).
Автор публикации рассказывает об основных этапах подготовки и проведения публичного обсуждения, о приемах повышения продуктивности диалога. Каким образом, к примеру, учитель может стимулировать активность участников дискуссии?
При решении этой задачи И.Шустова советует использовать вопросы, побуждающие школьника к углублению мысли: «Как ты пришел к такому ответу?», «Как можно показать, что это верно?». А также уточняющие вопросы, которые стимулируют человека четче высказывать мысли, аргументировать их: «Ты сказал, что это лучше, – лучше чем?», «Где именно это проявляется?», «Что ты имеешь в виду, когда говоришь?..». В некоторых случаях стоит предостеречь участников обсуждения от чрезмерных обобщений (чтобы не уйти от темы и сделать обсуждение более содержательным): «Когда это будет верно?», «При каких условиях наиболее выражено?», «Где и в каких ситуациях это чаще всего происходит?».
В этом же номере издания содержится еще одна публикация И.Шустовой «Дайджест дискуссионных форм», где описываются конкретные формы проведения дискуссии: «Вертушка», «Форум», «Дебаты», «Симпозиум», «Аквариум», «Критики, мечтатели, реалисты», «Лицом к лицу», «Групповое обсуждение отдельного случая».

Как показало исследование, проведенное группой молодых ученых под руководством доцента кафедры психологии развития факультета социальной психологии МГППУ В.Ильина, для большинства учеников старших классов характерно глубинное ощущение собственной неуспешности, опасение оказаться несостоятельным во взрослой жизни. У ребят нет уверенности в том, что они в состоянии справиться с важными для них задачами, отсутствует базовая убежденность в собственной компетентности.
Заметим, что в соответствии с теорией известного психолога Э.Эриксона подобная убежденность должна сформироваться уже к 12 годам: к этому времени знаменитая формула трехлетнего человека «Я сам» дополняется очень важным словом «могу» – «Я могу это сам», «Я справлюсь». С точки зрения Эриксона, обретение уверенности в собственных силах зависит от разрешения так называемого четвертого психосоциального кризиса развития (всего, по мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов), и это разрешение должно произойти в школьные годы, когда ребенок учится работать, выполняя все более сложные задания, а также учится утверждать себя в коллективе.
Так вот негативное разрешение четвертого психосоциального кризиса, по Эриксону, влечет за собой утрату интереса к дальнейшему обучению, существенное ограничение потенциала индивида в смысле перспектив самореализации, а зачастую полностью парализует всякую созидательную активность личности.
В результате, как отмечает В.Ильин в статье «Сравнительное исследование особенностей психосоциального развития учащихся старших классов и студентов-первокурсников высших учебных заведений» («ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ», № 1 за 2009 год), старшеклассники оказываются психологически не готовыми не только к осознанному выбору и планированию своей профессиональной карьеры, но и к решению задачи поступления в высшее учебное заведение.