Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Ветров Максим

ЕГЭ, финансирование и качество образования

Министерство подвело итоги и наметило перспективы

В Министерстве образования и науки прошло расширенное заседание коллегии, посвященное итогам 2008 года. Самым успешным начинанием были признаны проекты КПМО, благодаря которым в некоторых регионах зарплата учителей сравнялась со средней по экономике. Правда, удастся ли удержать эту планку, пока неясно – бюджеты всех уровней ждет сокращение расходов…

«Отката назад не будет»

Среди наиболее значимых достижений 2008 года министр Андрей Фурсенко отметил информатизацию общеобразовательных учреждений.
По его словам, только за 2008 год за счет средств нацпроекта все российские школы получили базовые пакеты программного обеспечения. Была завершена поставка почти 6 тыс. комплектов специализированных коммерческих программных продуктов. Обеспечен доступ образовательных учреждений к сети Интернет с оплатой трафика из федерального бюджета.
Говоря о том, что с 1 октября прошлого года осуществляется переход оплаты интернет-трафика с федерального на региональный уровень, министр заявил, что «этот переход происходит в штатном режиме» и что прогнозы о его «неминуемом провале» не сбылись.

Статья опубликована при поддержке компании "Logos Study Group". Образовательное агентство предлагает услуги помощи поступления российским абитуриентам в зарубежные учебные заведения, а также помощь в заполнении анкет и подаче документов, помощь в выборе ВУЗа и специальности, индивидуальный подход к каждому клиенту. Узнать подробную информацию о компании и предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: logosstudy.ru/srednee-obrazovanie/.

А.Фурсенко не обошел вниманием в своем выступлении и тему ЕГЭ, отметив, что необходимо «убрать все препятствия, мешающие его проведению», в том числе совершенствовать КИМы и организационные процедуры, а также обеспечить качественное проведение предметных олимпиад, результаты которых учитываются при поступлении в вуз.
При этом А.Фурсенко особо подчеркнул, что «отката назад не будет, ЕГЭ стал обязательным и полноценным инструментом внешней оценки как знаний выпускников, так и работы школ и учителей».
По мнению министра, самым интересным и самым успешным в 2008 году стал комплексный проект модернизации образования (КПМО) в регионах, который позволил решить много важных задач, в том числе – увеличить финансирование образования в целом и заработную плату учителей в частности.
Так, в ряде территорий – участников КПМО – зарплата педагогов сравнялась со средней по экономике (Белгородская, Калининградская области, Краснодарский край), а в Московской области даже превысила эту планку.
В то же время общероссийская статистика оставляет желать лучшего: если средний уровень зарплаты в стране составляет 17,2 тыс. рублей, то в образовании – 11,3 тыс. Это значительно ниже аналогичных показателей в сфере научных исследований – 25,5 тыс. рублей.
Министр ничего не сказал о перспективах развития новой системы оплаты труда в регионах – участниках КПМО. Между тем специалисты строят неутешительные прогнозы на этот счет в связи с секвестром региональных и муниципальных бюджетов.
Между тем расходы федерального бюджета также будут сокращаться…

Наука вычитания

Как известно, 19 марта правительство одобрило новый вариант федерального бюджета России на 2009 год, и теперь он поступит на рассмотрение Госдумы. Впервые за последние восемь лет главный финансовый документ страны сверстан с дефицитом.
В среднем произошло сокращение расходов на 20–30%, в сфере образования  – примерно на 10%.
Как и предполагалось, секвестированы расходы на капитальное строительство и ремонт. Основные ассигнования будут направлены на завершение уже начатых объектов. К концу года планируется сдать в эксплуатацию 25 учебных корпусов и 18 общежитий.
Кроме того, по поручению президента министерством подготовлена и внесена в правительство программа капитального ремонта ветхих и аварийных школ, которая, по словам руководителей ведомства, «позволит в течение ближайших трех лет решить эту проблему». Сколько на нее будет выделено средств, пока неясно. Но, как отмечал в своем докладе А.Фурсенко, «за последние два года число аварийных школ в стране уменьшилось с 2,5 тысячи до 900, что ни в коем случае не может нас успокаивать».
По словам руководителя Рособразования Николая Булаева, практически не сокращены расходы на коммунальные услуги («Мы абсолютно точно выйдем из этого года без долгов», – заверил чиновник), увеличены средства на стипендиальный фонд и на зарплату вузовских преподавателей, которая повышается на 30% в связи с введением новой системы оплаты труда.
И главное, как многократно подчеркивают руководители отрасли, чего удалось добиться в ходе пересмотра бюджета,  – это сохранение программ развития.
В итоге плановый объем расходов на образование на 2009 год составляет порядка 386 млрд. рублей, рост финансирования по отношению к 2008 году составит примерно 8,5%, или 30 млрд. рублей.
Для сравнения: в 2006 г. этот показатель составил 63 млрд рублей, в 2007 ?г.  – 92 млрд, в 2008-м – 58 млрд (соответственно – по отношению к предыдущему году).
Между тем в США, согласно данным ГУ-ВШЭ, в рамках «Плана американского восстановления и реинвестирования» около $ 91 млрд планируется направить в сферу образования, в том числе – $12,2 млрд – на специальное образование детей с особенностями развития, $13 млрд – на учащихся общественных школ из семей с низким достатком, $650 млн – на образовательные технологии, $300 млн – на увеличение зарплаты учителей…

Точная настройка

Одним из главных вопросов на итоговой коллегии стали перспективы развития высшего профессионального образования.
По словам вице-премьера Правительства РФ Сергея Иванова, эта сфера «нуждается в своего рода точной настройке  – приведении в соответствие запросам общества и требованиям инновационной экономики».
Так, по убеждению С.Иванова, следует пересмотреть структуру подготовки специалистов с целью расширения подготовки кадров для реальной экономики. «Избыточно», по его словам, и количество вузов (как государственных, так и негосударственных): 1429 плюс 2200 филиалов.
«Очевидно, что нам нужно вводить более объективные требования к лицензированию и аккредитации вузов, вдумчивее подходить к наделению их тем или иным статусом», – считает вице-премьер, по мнению которого, качество подготовки должно определяться «не количеством квадратных метров на студента и числом выпущенных методичек, а конкретными научными достижениями и передовыми образовательными технологиями».
По словам Н.Булаева, главным направлением оптимизации сети в системе профессионального образования должна стать интеграция образовательных учреждений (ПТУ, техникумов и вузов).
«Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию, к нам поступает много предложений на этот счет из Пскова, Якутии, Хабаровска и других регионов»,  – констатировал глава Рособразования.
При этом он особо подчеркнул: «Опасения по поводу того, что в процессе интеграции вузы захватывают имущество присоединяемых к ним ПТУ и ссузов, не подтверждаются. Наоборот, прием в такие учреждения возрастает по сравнению с теми, которые работают автономно».
Что же касается уменьшения «избыточного» числа вузов, то, по свидетельству главы Рособразования, за минувшие два года было закрыто около 80 филиалов и 300 представительств, которые «неэффективно работали».
Н.Булаев дал ясно понять, что этот процесс продолжится в связи с демо­графическим и экономическим кризисом. По прогнозам экспертов, внебюджетный прием в этом году снизится на 15%.
«Поэтому жесткая конкуренция, которая возникает на рынке образовательных услуг, приведет к интенсивному отмиранию и санации всего недееспособного»,  – отметил чиновник.
В то же время он считает, что нельзя допустить «никакой кампанейщины и спешки в вопросах реструктуризации, нагнетания ненужных страстей, социального напряжения, а тем более разрушений имеющихся научно-педагогических коллективов».
В таком же ключе рассуждает и руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова, ссылаясь на поручения президента от 2 февраля.
«Самую важную свою задачу в 2009 году мы видим в переходе от карательных мер к анализу причин и возможностей их устранения без отзыва лицензии и лишения государственной аккредитации. Поэтому промежуточный анализ и профилактический контроль – это основная идеология, которой мы будем придерживаться в 2009 году», – заявила она в своем выступлении.
Основной акцент будет сделан на тематические проверки, в том числе – на контроль за проведением ЕГЭ с привлечением общественности.
Завершая коллегию, А.Фурсенко констатировал, что «нас ожидают несколько непростых лет», поскольку неблагоприятные экономические факторы затруднят решение стоящих перед образованием задач. «Именно поэтому от качества, эффективности и последовательности проводимых нами системных преобразований будут зависеть не только позитивные эффекты в образовании и науке, но и во многом развитие российской экономики в посткризисный период», – считает министр.