Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Луговая Елена

Защита семьи и детства в условиях кризиса

В Госдуме обсудили возможные меры государственной поддержки

Комитет Думы по вопросам семьи, женщин и детей провел «круглый стол», на котором обсуждались дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми. По мнению организаторов дискуссии, эта тема особенно актуальна в нынешней ситуации, когда общая численность безработных достигла 5,8 миллиона человек. Темпы еженедельного прироста безработицы превышают 100 тысяч человек в неделю.

 

Как отметила в своем выступлении заместитель председателя Госдумы Надежда Герасимова, только 1 млн 522 тысячи человек были официально зарегистрированы службами занятости, что дало им право на получение пособия по безработице, максимальный размер которого составляет 4900 рублей. При этом средний возраст этих людей – 34 с половиной года. Молодежь до 25 лет составляет чуть менее 30% от общего числа незанятого населения.
По последним данным, в России насчитывается 41 млн семей, из них 21 млн  – это семьи, имеющие несовершеннолетних детей, многодетные семьи составляют около 7% от их числа.
По мнению председателя Комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике Александры Очировой, семьи с детьми находятся «под дамокловым мечом кризиса», и необходимо как можно быстрее принять меры, чтобы сгладить возможные последствия.
С этой целью профильный комитет подготовил концепцию законопроекта «О дополнительных мерах государственной поддержки семей с детьми в условиях экономического кризиса».
Предложения авторов документа можно условно разделить на несколько групп.
Первая, самая объемная, касается увеличения действующих пособий и установления новых.
В частности, предложено предоставить беременным женщинам, не имеющим работы, право получать и пособие от службы занятости, и пособие по беременности и родам, увеличив размер последнего с 300 до 500 рублей (сегодня можно претендовать только на одно из двуз пособий). Причем в перечень оснований, по которым женщина будет признана безработной, необходимо включить и сокращение штатов. Кроме того, авторы документа считают целесообразным продлить срок выплаты пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет (1,5 тысячи рублей на первого и 3000 рублей  – на второго ребенка).
Не осталась без внимания и категория родителей с детьми в возрасте после трех лет. Например, рекомендуется установить 10-процентную надбавку к пособию по безработице, получаемому матерью или отцом, а малообеспеченным семьям предоставить право на получение ежемесячного федерального пособия на содержание ребенка в размере 300 рублей. Сегодня размер этого пособия колеблется от 84 до 170 рублей, иногда выше, в зависимости от возможностей региональных бюджетов. Для выравнивания ситуации на эти цели из федерального бюджета ежегодно направляются субвенции в объеме 5 млрд рублей. В настоящее время на выплату федерального пособия, по расчетам авторов законопроекта, потребуется около 40 млрд рублей.
Вторая группа предложений предусматривает дополнительные меры помощи многодетным семьям. Предполагается включить в обязательный перечень услуг и натуральной помощи, предоставляемых многодетным семьям в субъектах Федерации, бесплатный набор продуктов питания, ежегодное обеспечение школьной формой и школьно-письменными принад­лежностями, бесплатный пакет товаров для новорожденных, дополнительный набор молочных продуктов для детей до трех лет, обеспечение горячим питанием в образовательных учреждениях и льготы по ЖКХ.
Третья группа мер связана с предоставлением налоговых льгот отдельным категориям граждан, имеющим детей. Так, планируется удвоить стандартный налоговый вычет (за образование или медицинское обслуживание) для всех налогоплательщиков, у которых есть дети.
Четвертый пакет предложений направлен на использование средств материнского капитала (суммы, единовременно выплачиваемой при рождении ребенка).
Напомним, что материнским капиталом по закону можно воспользоваться лишь по прошествии трех лет с момента рождения или усыновления второго или последующего ребенка, и потратить его можно на образование детей, улучшение жилищных условий или формирование накопительной части трудовой пенсии матери. К 2010 году правительство планирует увеличить размер материнского капитала до 307 тыс. 650 рублей, причем вся указанная сумма будет освобождена от налогов.
С учетом экономической ситуации с 1 января нынешнего года разрешается использовать эти средства на погашение основного долга или уплату процентов по ипотечным кредитам и займам, причем не дожидаясь, пока ребенку исполнится 3 года.
Этот прецедент, видимо, послужил для авторов антикризисного законопроекта своеобразным стимулом, и они предложили предоставить безработной матери право получать на содержание ребенка до 5000 рублей за счет средств материнского капитала.
Эта мера вызвала наиболее острые дискуссии. Предлагались самые разные варианты расходования этих денег: лечение детей, развитие малого бизнеса, приобретение транспортных средств для многодетных семей и семей с детьми-инвалидами.
Кроме того, заместитель председателя профильного комитета Наталья Карпович считает целесообразным признать работающими многодетных родителей и наделить их статусом воспитателей, а родителей, имеющих детей-инвалидов, – статусом социальных работников.
Другие участники «круглого стола» также выступили с рядом интересных инициатив.
Так, Александра Очирова предложила внести поправки в закон о госзакупках, с тем чтобы при оценке заявок на участие в конкурсе установить преимущество для учреждений и предприятий, создающих рабочие места.
Ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Людмила Ржаницына предложила принять закон о социальном обслуживании семей, в котором следует установить обязательный федеральный перечень государственных гарантий детям.
Президент Всероссийской ассоциации «Консорциум женских неправительственных организаций» Елена Ершова предложила на время кризиса приостановить действие закона, позволяющего выселять должников по оплате за коммунальные услуги. В противном случае, по ее словам, через три года половина граждан России могут оказаться на улице.
Кроме того, участники дискуссии считают необходимым обязать Федеральную антимонопольную службу и другие заинтересованные органы установить, насколько обоснованным является повышение цен на услуги ЖКХ, продукты и товары первой необходимости.
Законопроект планируется внести на рассмотрение Госдумы в период весенней сессии. Пока еще срок его действия не определен окончательно – авторы законопроекта предлагают реализовать предложенные меры с 1 марта 2009 г. до 31 декабря 2010 г., участники дискуссии считают необходимым продлить антикризисный план до 1 января 2012 г.
На выполнение закона потребуется 70 млрд рублей в год из федерального бюджета, причем, как заметила председатель профильного комитета Елена Мизулина, 40% этой суммы – 28 млрд рублей – вернутся в бюджет в виде налогов.
Участники дискуссии в целом одобрили инициативу депутатов, считая, что «такой закон продемонстрирует реальную заботу государства о семьях с детьми».
Диссонансом прозвучало мнение заместителя председателя правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Елены Куприяновой, которая убеждена, что очередные финансовые вливания проблемы не решат или решат ее неэффективно.
«Законопроект вызывает сомнения,  – отметила в интервью «ПС» Елена Куприянова. – Когда денег мало, их надо расходовать разумно, хотя я согласна с тем, что размер ежемесячного детского пособия на ребенка неоправданно мал. Необходим дифференцированный подход в решении этих вопросов, с учетом региональных условий и особенностей каждой конкретной семьи. Далеко не всегда человек нуждается только в деньгах. Может быть, на данный момент ему требуется помочь устроить ребенка в детский сад, или найти надомную работу, или пройти курс лечения от алкоголизма. Иными словами, надо помогать людям преодолевать те конкретные трудности, которые возникают у них в связи с кризисом или обостряются по его причине. И еще нужно выполнять уже действующие законы и использовать интересный опыт социальной работы, накопленный в регионах».