Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2014
Учителя и ученики: дисциплина или достоинство?

Сироткина Елена

Ваш выход, учитель!

Замените «здравствуйте!» на «доброе утро!» – и первый урок пройдет лучше

– Тяжелее всего идти в школу утром в понедельник. Ужасно не хочется... Но потом как-то втягиваешься.
– Когда любимый класс на первом уроке, настроение с утра ого-го какое!
– Я живу рядом со школой и вечно опаздываю, как ни борюсь с этим – ничего не получается.
– Никогда специально об этом не думала. Прихожу и все. Дни разные, дети разные, я разная... Человек же я, не машина.
Действительно, часто ли задумывались мы о том, с чего и как начинается наш классный день? Что такое школьное утро? Что такое утро учителя? Все торопимся, суетимся, нервничаем – не до пустяков?
У каждого мастера свои премудрости, секреты, помогающие делу. Кто-то придет в свой класс задолго до звонка, напишет на доске задание, поправит занавески на окнах... Кто-то задержится в учительской, поболтает о том о сем с коллегами, а со звонком бодро встанет и, улыбаясь, войдет в класс...
Но начинается все еще раньше – с дороги. Евгений Николаевич Ильин как-то заметил, что ключ к уроку он находит чаще всего, пока едет на работу. Дорога, путь, движение помогают движению урока. Хотя внешне ничего особенного не происходит – сидит себе человек в троллейбусе и смотрит в окно.
Мне всегда интересен тот отрезок пути, что нужно пройти пешком. Уходит на это минут пять–семь, но почему-то именно эти минуты кажутся самыми важными в создании нужного настроения.
 Если не встречаются знакомые, можно пообщаться с природой, даже с неприметной городской – тоже помогает. Ты сосредоточиваешься на самом себе, оставаясь открытым для окружающих. Состояние действенного покоя, в котором нет места агрессии.
Вот и школа. У дверей дежурные. Конечно, здороваемся. Не всегда они первыми – но не сердимся, не выкрикиваем гневно-ядовитое: «А где ваше «здравствуйте»?!» Учитель не каратель. Попробуем поздороваться сами, по возможности улыбаясь. Конечно, отвечают. Чаще виновато-смущенно.
У меня вообще с утренними приветствиями забавные истории происходили. Например, ученики на выпускном вечере признались, что больше всего им запомнилось, как я говорила всем «доброе утро». Не «здравствуйте», а именно «доброе утро». Я сама никакого значения этому не придавала, а они что-то особенное усмотрели. А в этом году я заметила двух маленьких подружек класса эдак из второго, таких глазастых-бантастых, с розовыми ладошками – здороваются со мной по нескольку раз в день. И не только со мной. Тоже что-то упоительное в этом находят.
Говорят, профессия учителя сродни профессии артиста. И в этом, наверное, есть доля истины. Разве уважающий себя артист не понимает, как важно приготовиться к выходу на сцену? Не только текст роли выучить, мизансцены запомнить или костюм подобрать, но и последние минуты перед спектаклем прожить подобающим образом. Настроиться, а не расстроиться.
Расстроить может многое. Завуч набросилась с необоснованными обвинениями. Нет ключа от нужного кабинета. Неожиданно изменилось расписание. Чья-то мама нажаловалась директору. Да мало ли что еще! Но нужно держаться. К инструменту невежд подпускать не стоит. Как? Лучший способ – отвлечь внимание, не отвечать на агрессию агрессией. Действенный покой – вот что нам нужно. В общем, на провокацию расстройства не поддаемся. С администрацией и родителями потолкуем после уроков или спокойно выслушаем и... улыбнемся. Разговор с оппонентом начнем примерно так: «На вашем месте я, наверное, подумала бы так же. Но...»
Собственные опоздания – что с ними делать? Может, завести будильник на десять минут пораньше? Или внушить себе, что уроки начинаются не в восемь тридцать, а в восемь пятнадцать? Не знаю, как и быть, никогда не жила рядом со своей школой, не выскакивала из дому за три минуты до звонка...
А что делать, если на первом уроке встречаешься с трудным классом? Да не паниковать, а радоваться надо – с самого  трудного начинать всегда лучше. Хуже, если тяжелый класс идет по расписанию последним. Но это отдельная тема – как настраиваться, если усталость вот-вот одолеет.
Сегодня же мы рассуждали только о важности учительского утра, о времени, которое определяет столь многое, в котором как в зеркале может отразиться весь наш день. Кстати, Ильин, перед тем как отправиться на первый урок, не забывает посмотреться в зеркало. Не потому, что склонен к самолюбованию, а потому, что ответствен перед учениками. А то мало ли кого вместо учителя детям предъявишь...


№ 20, 1994

Рейтинг@Mail.ru