Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2014
Учителя и ученики: дисциплина или достоинство?

Соколова А.

Отказаться от дуэли

К нам в класс перевели ребенка, которого боят­ся все

…Однажды – как правило, почему-то в середине года – в вашем классе появляется так называемый проблемный (трудный) ученик – «инфан-террибль» микрорайона. Ваши коллеги отказываются с ним работать, ибо количество сорванных уроков превышает допустимое.
Таких детей перекидывают из класса в класс, из школы в школу. Школа мечтает только том, чтобы он ее покинул. Из проказника и шкодника (начальные классы) вырастает Мальчик (а иногда и Девочка), Которого Все Боятся – от одноклассников до директора. Ваш благополучный класс сразу получает такую ложку дегтя, что в одночасье перестает считаться благополучным и становится как все. Как говорится, в классе не без хулигана. Родители умоляют не сажать с ним своих детей, учителя сочувственно кивают вам головой: достался подарочек. Вы уже не можете вести уроки в привычной интонации: либо вы работаете на класс, либо на него; и третьего, казалось бы, не дано.
Что здесь можно посоветовать?
Сразу откажитесь от мысли о жестких рукавицах, в которые вы его возьмете с первых же уроков. Не пугайте детей: а вот к нам придет такое… Но и не надейтесь, что нежеланный новичок примет стиль и традиции вашего класса, легко впишется в его атмосферу только потому, что она хорошая, свободная и добрая.
Как правило, сложные дети успешно исполняют когда-то случайно навязанную им роль (приговор, кличку, репутацию). Мучительные поиски индивидуального подхода к ним терпят фиаско, обычно из-за того, что эта особенность всячески подчеркивается.
Другая распространенная ошибка: не хочешь – заставим! Перманентная дуэль между учеником и учителем – зрелище захватывающее (хотя иногда и вынужденное), и дети наблюдают за ней не без спортивного азарта: кто кого?
Примите нового ученика приветливо. Постарайтесь вести себя с ним так, словно за ним не стоит никакого скандального прошлого – ровно, весело, доброжелательно. Главное, чтобы ребенок не чувствовал вашего напряжения, за которым он может предположить в зависимости от ситуации вашу агрессию или подхалимаж.
Такие дети привыкли к пафосным, патетическим интонациям учителя – постарайтесь их избежать.
Ваш класс – не исправительная площадка. Если и произойдут какие-то позитивные сдвиги в сознании и поведении проблемного ребенка, то не сразу, не скоро, не громко. Для начала возьмите на вооружение некоторые общие принципы общения с такими детьми:
даже в состоянии сильного раздражения не позволяйте себе напоминать ему о том, в чем он провинился где-то, когда-то и без вас;
не ленитесь говорить ему комплименты по самому дежурному поводу, хвалите его родителям;
разбирая конфликтные ситуации (к сожалению, неизбежные), относитесь к нему так же, как к любому другому своему ученику;
ставьте ему двойку, если он ее заслуживает, но ставьте пятерку, если он заслуживает четверку;
защищайте его перед другими учителями, потому что кроме вас – некому. Отчитать его успеете наедине.
Примите этого ребенка не как крест, но как новое профессиональное приключение своей жизни и всячески подчеркивайте, что расставаться вы с ним не собираетесь. Хочешь не хочешь, дружок, а придется жить мирно…

№ 22, 1996

Рейтинг@Mail.ru