Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2014
Учителя и ученики: дисциплина или достоинство?

Соловейчик Симон

Загадывать о будущем ребенка – значит стеснять его свободу

...Время от времени появляется очередная обличительная статья о том, что за партой, дескать, сидят будущие Ломоносовы, а мы по бездарности своей теряем их.
На школу нападать так легко! Но если бы знать, что этот ничем не выделяющийся мальчишка и есть будущий Ломоносов, если бы знать! Уж мы бы его обучили. Так обучили, что никогда он Ломоносовым не стал бы!
Наше незнание будущего, наше непонимание детей – это ведь еще и их свобода.
Чем меньше мы ребенка понимаем, чем меньше мы обращаем на него внимания, чем меньше ожиданий навешиваем на него, тем он свободней – и тем легче вертится рулетка судьбы, которая каждому дает свое: кому – в Ломоносовы, кому – забвение. Ни один, даже самый прекрасный учитель, писал Корчак, не вырастит из ста детей сто прекрасных людей.
На учителе нет ответственности за будущее ребенка, он, учитель, просто должен делать свое дело – учить, по возможности не подавляя детского интереса к жизни, не мучая детей.
Тогда кто же мы, учителя? Если мы не отвечаем за будущее, несмотря на стандартные заголовки «В ответе за будущее» или «За партами сидит XXI век», то кто же мы? Что же мы даем детям? Да вот так получается, что, не загадывая о будущем и плохо понимая детей, мы все же даем главное, без чего им и жизни нет, – даем образование. То, какое сами имеем.
Получается, что будущее детей зависит не от нас, а от нашего образования. Наше дело – получить побольше да раздать пощедрее.

№ 44, 1996

Рейтинг@Mail.ru