Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2014
Педагогика школы: авторитаризм или гуманность?

Рыбина Людмила

Великолепная команда

Когда с удовольствием учатся? Когда с удовольствием учат!

О школе, в которой дети заставляют расти учителей. А учителя подталкивают администрацию

Директор 564-й петербургской школы Нина Леоновна Корсакова считает, что всего-то и нужно, чтобы при каждом учителе крутились по десять ребят. Но только так, чтобы они были близки: кто-то увлечен предметом, кто-то учителем, кому-то нравится просто участвовать в тех делах, которые этот учитель и увлеченные ребята организуют. Тогда всех видно: кто чему радуется и что у кого болит.

***

…Весь первый год на педсоветах говорили об отношениях: учитель–уче­ник, уче­ники–родители, ученик–ученик. Стремились помочь учителю видеть результат любого своего действия, анализировать работу. Но дела поначалу шли не очень весело. Приходилось радоваться и тройкам. По итогам тестирования школьная психологическая служба сильных детей не выявила совсем. И тогда решили: раз получаем мы детей неначитанных, неразвитых, раз не водят их родители в кружки, секции, придется все делать прямо в школе.
В расписании появилось десять новых предметов.
Поначалу поражало, как ребята ведут себя в буфете, на перемене, да и в классе, как трудно им сказать добрые слова друг другу. Теперь с первого по четвертый класс в расписании есть предмет этика и культура поведения и еще с первого по девятый – психология. Художественное чтение – предмет в расписании с первого по седьмой класс. Мировая культура – с пятого по девятый. Рисование – с первого по шестой (2 часа в неделю). А еще – машинопись (со второго по восьмой), информатика (со второго по одиннадцатый), компьютерные шахматы и ритмика (с первого по четвертый). На все эти новые предметы класс делится на группы, все учителя – специалисты в своем деле, например, художественное чтение ведет режиссер.
Как же с перегрузкой? А ее нет. Машинопись – за счет уроков русского языка, и задания берут по программе. Художественное чтение – за счет литературы, информатика – математики.
Взаимоувязки всех предметов – на завучах. Те события, которые проходят на истории, изобразят и на рисовании, рассмотрят, как отразили их великие на музыке, литературе, да еще и на художественном чтении, а раз в четверть это выливается в общее дело – школьный праздник. Готовят его вместе с выпускниками – они в школе каждый день. Помогают.

***

Теперь в этой школе добрые дети. А еще учителя здесь очень тепло относятся друг к другу. Нечасто мне приходилось попадать в школу, где корреспондента отводили бы в сторонку и тороп­ливо рассказывали… нет, не о склоке в коллективе и не о криминале, а о коллеге, как о близком человеке: «Вы обратите внимание», «Вы сходите на урок» – и тревожились: увижу ли, пойму ли?
Евгения Дмитриевна Редекоп, замдиректора по эстетическому воспитанию: «Чтобы ребенок освоил нравственные ориентиры, заложенные в культуре, он имеет право на гуманную, демократическую, развивающую школу и на творческого учителя-наставника, который богатство культуры до него донесет».
Валентин Васильевич Кравец – учитель физкультуры, руководитель сборной по регби: «Почему я пришел в школу? Мне не нравится многое в сегодняшнем мире. Я хочу многое изменить. Думаю, работа с детьми – самый рациональный для этого путь».
Радик Рафикович Галияхметов учит играть в шахматы с компьютером, ведет информатику и физику: «Трудно рассказать, как я работаю со своим классом. У нас общая жизнь. Интересно, ребята часто говорят: «Мы не знали, что мы это можем».
Надежда Геннадиевна Суворова – библиотекарь. Когда она пришла впервые и заявила, что главное место в школе – библиотека, все заулыбались. А сейчас, если на какой-то перемене не открыть, у дверей гудит целая толпа. В библиотеке есть ковер для малышей, где они играют с кубиками и машинками, если соскучились за урок по игрушкам. Правда, теперь сюда любят забираться и старшеклассники, чтобы почитать, полистать книжку лежа.

***

Районная психологическая служба провела в школе замеры: ребята очень доброжелательно настроены по отношению к учителям, друг к другу, не зажаты. Как необычное отметили то, что дети в школу идут охотно. Но учителей насторожило, что мотив – не учение. Идут общаться!
И в директорском кабинете, и в учительской теперь мозгуют: как же повысить престиж знаний, учебы?
Это, конечно, правильно. Но как счастлив тот учитель, с которым спешат пообщаться ребята. И повезло ребятам, если у них хоть один такой.

№ 20, 1993

Рейтинг@Mail.ru