Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Печатникова Людмила

Уклад школы: тест на комфортность

Французские учителя подошли к этому тесту серьезно. И здесь интересны не только полученные результаты, но и способ, которым действовали коллеги

Печально известный факт: дети не очень хорошо чувствуют себя в школе, не очень любят в нее ходить. Кто-то винит во всем учителей, кто-то родителей, иные системой образования в целом недовольны. И каждый по-своему прав. Но что же делать отдельно взятой школе, которая захотела сделать жизнь своих учеников более приятной, комфортной? За что взяться в первую очередь?  Примерно таким вопросом задалась группа французских педагогов (проблема международная!). Действовать решили осмотрительно. Провели исследование, обработали полученные данные. А потом попытались начать жить по-новому.

Сначала – поговорить 

Энтузиасты, мечтающие сделать свою школу любимой и комфортной для учеников, хорошо понимали: бессмысленно задавать прямолинейные вопросы из серии «Чего тебе надобно, детка?». Ответы получатся случайные, поверхностные. Поэтому так мало проку бывает от всяких присылаемых в школу опросов. Сначала нужно поговорить со всеми заинтересованными лицами, определить болевые точки, а уж потом составлять анкеты.
Кроме того, у разных поколений, населяющих школу, то есть у детей и взрослых, могут быть разные взгляды на происходящее. Ученики порой не замечают того, что кажется важным педагогам. И наоборот: для взрослого – мелочь, для ребенка – вопрос жизни. Поэтому все встречи-разговоры проводились отдельно, анкеты составлялись по-разному, но так, чтобы данные были сопоставимы.
Поскольку первоклассник и выпускник тоже люди разных поколений, с разными запросами и желаниями, пришлось ограничить возраст респондентов-учеников рамками средней и старшей школы.
С педагогами обсуждали проблему в небольших группах, все предложения фиксировали. Взрослые привыкли осознавать происходящее, подбирать точные определения.
Однако пришлось преодолеть некоторое сопротивление учителей. Можно ли говорить о комфортности школы в целом? Или это сугубо индивидуальное ощущение? Нужно ли обращать столько внимания на комфортные условия для учеников? В конце концов, главная задача школы – дать хорошее образование. И самое возмущенное: почему мы говорим только об учениках? Педагоги тоже люди, им тоже необходим комфорт – для эффективной работы. С последним доводом разбирались долго. Решили, что, во-первых, комфорт учителя во многом зависит от комфорта учеников. Во-вторых, позитивные изменения скажутся на всем школьном сообществе.
С учениками было еще сложнее. Педагоги не одобрили идею вести с детьми подобные разговоры: незачем обращать их внимание на такие вещи, не доросли еще, они просто повторяют слова взрослых. Дети тоже смотрели настороженно: все равно взрослые сделают по-своему (еще и припомнят).
Трудно было создать условия для доверительного и спокойного диалога. Тактично удалить классного руководителя, который очень хотел помочь: в плане дисциплины и вообще… Выбрать такое время, чтобы дети были не слишком уставшие. Разумеется, ведущих заранее предупредили о неуместности каких-либо замечаний, оценок по отношению к сказанному.
Ключевой вопрос: от чего, по-вашему, зависит комфортная обстановка в школе? При этом слово «комфорт» никак не объясняли – пусть человек опирается на свои представления. Поскольку в устных выступлениях подростки не всегда сильны, начали с письменной работы.
Каждому ученику дали по пять желтых стикеров – для пяти вариантов ответа – одним словом или словосочетанием, без подробностей, совершенно самостоятельно. Затем ребята объединились в пары, перед ними положили по пять синих стикеров на двоих: нужно записать либо повторяющиеся слова (сравнив желтые листочки), либо те, которые в процессе переговоров будут признаны более важными. Желтые записки ведущий затем собрал, синие ребята прикрепили на доску по темам (темы формулируются общими усилиями), на всеобщее обозрение.
Вот теперь можно и обсудить что-то, если есть желающие и время. Впрочем, картина и так вырисовывается.

Составление анкеты

Сформулированные темы стали разделами будущей анкеты. Записанные слова – тот набор понятий, из которого респонденты будут выбирать главное, распределять по степени значимости… Словом, материал для составления анкеты.
К педагогам в анкете обращались на «вы», как положено. А вот к ученикам – на «ты», не из пренебрежения, а чтобы человек прежде всего на личный опыт опирался. Это учитель рассуждает со стороны, что лучше для ребенка, а ребенок как раз должен на своих ощущениях сосредоточиться.
У анкеты должно быть предисловие – напоминание о том, что это не вообще вопросы, а результат общих усилий. Обязательно подчеркнуть анонимность высказывания. Учителям нужно написать, куда положить заполненную анкету. Они люди самостоятельные, справятся. На учеников в этом плане надежды нет: анкеты придется раздать всем сразу (на классном часе) и там же забрать. Иначе пропадут.
Почти ко всем вопросам стоит дать варианты ответов. Так обрабатывать легче. Но важно оставить людям возможность отказаться от выбора: «не знаю», «ничего из вышеперечисленного».
В конце анкеты, после множества конкретных вопросов, поставили два самых обобщенных, самых принципиальных. Разобравшись с деталями, человек выскажет более аргументированное мнение, продуманное.
Разумеется, спросили про анкетные данные: возраст, пол, класс (или преподаваемый предмет). И «спасибо, что потратили время».


Анкета для учителей


1. Комфортное самоощущение подростка в школе связано с (выберите один из предложенных вариантов):

– материальным состоянием школы (кабинеты, туалеты, рекреации…);
– с режимом школьной жизни (расписание, домашние задания…);
– с отношениями между учеником и его учителями, друзьями;
– с настроем, с которым он пришел в школу (настроение, желание, ценностные установки);
– с тем, как его воспринимают учителя;
– не связано ни с одним из предложенных вариантов.

2. От кого из взрослых, по вашему мнению, в наибольшей степени зависит комфортное самоощущение подростка в школе (выберите один из предложенных вариантов):

– школьный персонал;
– учителя;
– родители;
– никто из вышеперечисленных.

3. Оцените, насколько, с вашей точки зрения, достоверны приведенные высказывания (согласен – не согласен – не знаю):

– комфортное состояние подростка в школе зависит от его взаимоотношений с другими учениками;
– комфортное состояние подростка в школе зависит от его взаимоотношений с учителями.

4. Пронумеруйте от самых важных (1) до самых незначительных (5) материальные условия, влияющие на комфортное самоощущение подростка в школе:

– чистота помещений (кабинеты, коридоры);
– достаточное пространство;
– сбалансированное меню в столовой;
– пространства для свободного времяпрепровождения (рекреации, двор);
– чистые туалеты.

5. Пронумеруйте от самых важных (1) до самых незначительных (5) организационные условия, влияющие на комфортное самоощущение подростка в школе:

– чередование рабочего и свободного времени в течение дня и года (расписание уроков, график каникул);
– объем домашних заданий;
– наличие свободного времени у подростка в течение дня (перемены, паузы на уроке);
– возможность поговорить с учителями перед началом уроков;
– обязательное посещение школы до 15 лет.

6. Пронумеруйте от самых важных (1) до самых незначительных (5) условия школьного быта, влияющие на комфортное самоощущение подростка в школе:

– количество учеников в классе;
– количество учеников в школе;
– уровень шума (в коридоре, в столовой);
– уровень безопасности;
– постоянное присутствие других людей рядом.

7. Из перечисленных факторов выберите тот (те), которые негативно сказываются на том, насколько комфортно чувствует себя подросток в школе:

– ученики безнравственны;
– ученики не знают, зачем они пришли в школу;
– ученики обязаны посещать школу до 15 лет;
– ученики не знают, какой профиль выбрать;
– ученики не хотят учиться;
– ученики не хотят учиться тому, что преподают в школе;
– ученикам не нравится приходить в школу рано утром;
– ни один их вышеперечисленных факторов.

8. Какое условие, связанное с жизнью подростка в школе, на ваш взгляд, помогает ему чувствовать себя там комфортнее (выберите один из вариантов):

– возможность обсудить с друзьями личные проблемы;
– возможность не скучать дома;
– возможность узнавать новое;
– возможность быть успешным;
– ничего из вышеперечисленного.

9. Агрессия со стороны окружающих мешает подростку чувствовать себя комфортно в школе. Выберите тот вариант агрессивного поведения, который, по вашему мнению, наиболее негативно влияет на подростка:

– оскорбления;
– физическая агрессия;
– осуждение со стороны окружающих;
– власть старших над младшими.

10. Можно ли считать наказания, если они справедливы, фактором, способствующим комфортному самоощущению подростка в школе (да – нет – не знаю).

11. Помощь учителя в такой форме способствует комфортному самоощущению подростка в школе (да – нет – не знаю):

– учитель индивидуально помогает ученику на уроке;
– учитель мотивирует ученика на уроке;
– учитель организует небольшую паузу на уроке;
– учитель в работе опирается на правила жизни класса;
– учитель объясняет ученику непонятое после уроков.

Ответив на вопросы анкеты, опишите два важных условия, которые не были упомянуты, однако влияют на комфортное самоощущение подростка в школе.



Анкета для учеников

1. То, насколько тебе комфортно в школе, связано с (выбери один из предложенных вариантов):

– материальным состоянием школы (кабинеты, туалеты, рекреации…);
– с режимом школьной жизни (расписание, домашние задания…);
– с отношениями между тобой и твоими учителями, друзьями;
– с настроем, с которым ты пришел (пришла) в школу (твое настроение, желание, ценностные установки);
– с тем, как тебя воспринимают учителя;
– не связано ни с одним из предложенных вариантов.

2. От кого из взрослых, по-твоему, в наибольшей степени зависит твое комфортное самоощущение в школе (выбери один из предложенных вариантов):

– школьный персонал;
– учителя;
– родители;
– никто из вышеперечисленных.

3. Оцени, насколько, с твоей точки зрения, достоверны приведенные высказывания (согласен – не согласен – не знаю): 

– мое комфортное состояние в школе зависит от моих взаимоотношений с другими учениками;
– мое комфортное состояние в школе зависит от моих взаимоотношений с учителями.

5. Пронумеруй от самых важных (1) до самых незначительных (5) материальные условия, влияющие на твое комфортное самоощущение в школе:

– чистота помещений (кабинеты, коридоры);
– достаточное пространство;
– сбалансированное меню в столовой;
– пространства для свободного времяпрепровождения (рекреации, двор);
– чистые туалеты.

4. Пронумеруй от самых важных (1) до самых незначительных (5) организационные условия, влияющие на твое комфортное самоощущение в школе:

– чередование рабочего и свободного времени в течение дня и года (расписание уроков, график каникул);
– объем домашних заданий;
– наличие у меня свободного времени в течение дня (перемены, паузы на уроке);
– возможность поговорить с учителями перед началом уроков;
– обязательное посещение школы до 15 лет.

5. Пронумеруй от самых важных (1) до самых незначительных (5) условия школьного быта, влияющие на твое комфортное самоощущение в школе:

– количество учеников в классе;
– количество учеников в школе;
– уровень шума (в коридоре, в столовой);
– уровень безопасности;
– постоянное присутствие других людей рядом.

7. Из перечисленных факторов выбери тот (те), которые мешают тебе комфортно чувствовать себя в школе:

– ты бессовестный человек;
– ты не знаешь, зачем пришел в школу;
– ты обязан(а) посещать школу до 15 лет;
– ты не знаешь, какой профиль выбрать;
– ты не хочешь учиться;
– ты не хочешь учиться тому, что преподают в школе;
– тебе не нравится приходить в школу рано утром;
– ни один их вышеперечисленных факторов. 

8. Какое условие, связанное с твоей жизнью в школе, помогает тебе чувствовать себя там комфортнее (выбери один из предложенных вариантов):

– возможность обсудить с друзьями личные проблемы;
– возможность не скучать дома;
– возможность узнавать новое;
– возможность быть успешным;
– ничего из вышеперечисленного.

9. Агрессия со стороны окружающих мешает человеку чувствовать себя комфортно. Выбери тот вариант агрессивного поведения, который наиболее негативно влияет на тебя: 

– оскорбления;
– физическая агрессия;
– осуждение со стороны окружающих;
– старшие помыкают младшими.

10. Можно ли считать наказания, если они справедливы, фактором, способствующим твоему комфортному самоощущению в школе (да – нет – не знаю).

11. Помощь учителя в такой форме способствует твоему комфортному самоощущению в школе (да – нет – не знаю):

– учитель индивидуально помогает мне на уроке;
– учитель подбадривает меня на уроке;
– учитель организует небольшую паузу на уроке;
– учитель в работе опирается на правила жизни класса;
– учитель объясняет мне непонятое после уроков.

12. Заботится ли школа, по твоему мнению, о том, чтобы подростки чувствовали себя в ней комфортно (да – нет – не знаю). 

Ответив на вопросы анкеты, опиши два важных условия, которые не были упомянуты, однако влияют на твое комфортное самоощущение в школе.


Результаты опроса

Несмотря на то что анкета не в российской школе составлялась и заполнялась, результаты могут быть нам интересны.

Подробности: чистота и красота

Остановимся на ключевых факторах. Начнем, как и положено взрослым, с материального. И дети, и учителя единодушны: для комфортной жизни необходимы чистота, удобные туалеты, где не кончается туалетная бумага и мыло, вкусная еда. Также все поколения хотят учиться (работать) в небольших коллективах: маленькие школы, классы. Последнее особенно подчеркивали подростки.
Зато по поводу мелочей согласия нет. Детям важно все, что касается жизни на перемене: скамеечки, чтобы сесть и поболтать, возможность выйти во двор и спортплощадка во дворе, чтобы побегать, еще хорошо бы выдавали мячики, прыгалки. Учителя про это не вспомнили.
 Удивительно, но именно ученики (не педагоги) написали, что школа должна учитывать возможности не совсем здоровых детей. При этом кто-то шел от личного опыта, кто-то переживал за друзей.
Шести-семиклассники жаловались на тяжелые портфели. Старшеклассники, видимо, научились не брать лишнего ни в сумку, ни в голову.
Шум одинаково раздражает и подростков, и педагогов. Так же как и «неправильная» температура. В школе то слишком душно, то холодно. Еще всем мешают теснота и толкучка. Однако если для педагога «невозможность уединиться» – стопроцентно негативный фактор, то для большинства учеников, напротив – условие комфортного существования. Просто нужно больше места для движения. Особенно мальчишкам.
Всем хочется красоты. Учителям важно, чтобы на стенах и партах ничего не писали. Вообще нужен ремонт! Подросткам подавай современные веяния. Они не против граффити.
Если присмотреться, кое-что из вышеперечисленного не так сложно предусмотреть.

Подробности: человеческий фактор

То, без чего немыслимо комфортное существование подростка в школе, – это человеческие отношения. В первую очередь с одноклассниками (90% ответов). Отношения с учителями на втором месте: 45% детских ответов, 81% – учительских. Педагоги явно преувеличивают собственную значимость.
Однако, отвечая на вопрос, что бы ты хотел изменить в школе, в первую очередь ребята говорили именно про отношение к ним педагогов: «Учитель должен относиться к ученику как к человеку, а не только на оценки смотреть». Традиционное: «Она меня не любит, другим вообще замечений не делает, а мне – постоянно». Именно ощущение несправедливости и бесправия беспокоит подростков. А воодушевляет их поддержка, искренний интерес: «Ей действительно важно мое мнение».
Отдельный фактор – момент встречи. Для ребят много значит и поведение учителя в начале урока (улыбается или сурово хмурится, безразлично отводит взгляд; пару минут готов поболтать о том о сем или сразу приступает к проверке домашнего задания), и собственное ощущение (становится страшно, радостно, тоскливо…). Педагоги о подобном не упоминали.
На третьем месте в детском списке важных для школьного благополучия лиц – школьный персонал: администрация, уборщицы, работники столовой, медики. Эти люди не связаны с учебой, но включены в свободное время ребенка. Порой с ними можно запросто поболтать, посоветоваться. Чаще они – источник неприятностей: «Уборщица кричит, из класса нос не высунешь». Учителя и не знали, что школьный персонал хоть сколько-то влияет на жизнь учеников.
Сами педагоги на третье место выдвинули родителей школьников (с ними согласились только 2% подростков). Было много предложений о привлечении родителей к организации выездов, праздников, но ни разу о том, что мамы и папы должны иметь возможность как-то влиять на жизнь собственных детей в школе. «Родители не должны критиковать педагогические приемы учителей, систему управления школой, поскольку они в этом не разбираются».
Показательно, что 17% подростков уверены: взрослые (все поголовно) вообще никак не влияют на их благополучие. Старшеклассники еще радикальнее – 25% ответов. Отчаяние? Уверенность в собственных силах?
Только 1% учителей присоединились к этой позиции.
Чтобы завершить тему человеческих отношений: подростки отметили, что им для душевного комфорта важно, чтобы в школе одинаково хорошо относились к людям разных национальностей и религий. Педагоги в своих анкетах и обсуждениях об этом не вспомнили.
Ученики средней школы на одно из первых мест ставят безопасность.
Самый страшный вид агрессии для подростка – осуждение со стороны окружающих. Только затем – физическое насилие и оскорбления.
Конкуренция не слишком комфортна для всех подростков. Они чувствуют себя лучше там, где не поощряется соперничество, где поддерживают слабых. В классах с высоким уровнем образовательных достижений детей, чувствующих себя комфортно, как правило, меньше.
Подростков беспокоят мелочные и многочисленные запреты: нельзя поворачиваться, жевать, качаться на стуле… Один из самых непереносимых запретов – на использование мобильных телефонов и плееров, даже на перемене.
С одной стороны, запреты порождают ощущение несвободы (это и учителя замечают). С другой стороны, всякий запрет сопровождается санкциями за нарушения. Большинство подростков (65%) любые наказания считают несправедливыми.

Подробности: внутренний настрой

Подростки уверены, что их позитивное отношение к школе главным образом связано с тем, насколько они здесь успешны (45%), на втором месте – возможность общаться (27%) и лишь затем – интерес к знаниям. Удивительно, но педагоги уверены, что именно желание учиться заставляет школьника спешить на уроки (43% против 13% ученических). Успешность и возможность общаться они оценили гораздо ниже (26 и 27% соответственно).
Стоит заметить, что из позитивных факторов четверть мальчиков вообще ничего не выбрали – для них в школе нет ничего привлекательного.
Зато того, что мешает жить, целый список. Прежде всего – собственное несовершенство (45%), необходимость рано просыпаться (40%), отсутствие планов на будущее (25%), обязательность посещения (18%). Тонкое различие: 13% сказали, что вообще не хотят учиться, 12% – не хотят учиться тому, чему учат в школе.
Учителя, естественно, обвиняют во всем детскую нелюбознательность, лень (70%). Ранний подъем оценили как препятствие только 30%. К чести педагогов, усомнились в человеческих качествах учеников лишь треть.

Последний вопрос

В конце анкеты взрослых и детей спросили: заботится ли школа о комфорте учеников? 65% педагогов и 50% учеников ответили «да». Но остальные – половина подростков и больше трети педагогов? С их точки зрения, школа – пространство борьбы, мучений? Или так только во Франции?

Рейтинг@Mail.ru