Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2014
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА ДНЯ


Кожурина Людмила

Педагогический марафон-2014 завершен! Подводим итоги

Аналитический обзор прошедшей конференции

С 24 марта по 18 апреля 2014 г.  в Москве проходил XIII Всероссийский педагогический марафон учебных предметов. Более восемнадцати тысяч российских педагогов, не считая трех сотен ведущих, специалистов и лекторов из разных образовательных и научных центров России, приняли участие в марафоне. О растущей популярности этой крупнейшей в стране конференции можно говорить без преувеличения. Наши ежедневные репортажи здесь: http://марафон.1сентября.рф/; отчет о первых двух неделях конференции – в «ПС» № 7,  http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201400701. А сегодня подводим итоги, смотрим на пройденную дистанцию с финишной отметки.


…В конце марта, в первые дни марафона, было жарко: температура плюс 20, Крым, Конгресс интеллигенции, скандал вокруг федерального перечня учебников... А к 18 апреля вновь заваливший Москву снег растаял, штормовой ветер утих; учебниками, по которым учили, пользоваться разрешили, а президент провел «Прямую линию» и благосклонно выслушал интеллигенцию, даже что-то пообещал. Из земли снова вылезли желтые цветы.
В таком странном промежутке оказались не только участники марафона, но и его темы, запланированные заранее, подходы, еще вчера казавшиеся бесспорными.
Так, 8 апреля на Дне учителя истории и обществознания член предметной комиссии ЕГЭ по обществознанию Анна Лазебникова беседовала с учителями о ЕГЭ-2014, давала рекомендации по подготовке с учетом типичных ошибок выпускников. Учителя мечтали о том, чтобы убрать из экзамена часть «А» – ведь это вопросы с высокой возможностью угадать правильный ответ. Эксперт же говорила о том, как важны эти вопросы, какая это филигранная работа – составлять их: нельзя допустить двойных ответов, все варианты должны быть правдоподобными: «Конечно, методисты будут только рады, если мы уберем эту часть, но хорошо ли это?»
Учителя заговорили и о том, чтобы возродить устную часть экзамена. Ответ был такой: «Возможно, мы утратили что-то главное вместе с устной частью, но изменить ситуацию мы не в силах». Ну а буквально через день министр Ливанов заявил о постепенном отказе от тестовой части заданий государственного экзамена и введении устного ответа для всех гуманитарных дисциплин. Изменения начнутся со следующего года.
Опять же день в день: на марафоне Николай Сванидзе дает шуточный совет, как работать с единым учебником: «Берете в руки – и откладываете», а на «круглом столе» в Госдуме академик Чубарьян призывает историков «ради школьного учебника отказаться от разногласий… В книгах для школы подход должен быть единым». И так во всем – небывалая вариативность. Думай, голова.
На Дне школьного психолога сокрушались о выведении специалистов из штата, и практически по следам Рособрнадзор заключил соглашение о сотрудничестве с Федерацией психологов образования: планируется, что школьные психологи будут поддерживать школьников перед сдачей ЕГЭ. Потому что ожидается ужесточнение контроля, вводится уголовная ответственность и так далее.
Педагогические подходы, судя по марафону, исчерпаны: председателей ФКР КИМ ЕГЭ включили в расписание предметного Дня не все организаторы, а кто включил – не увидел ажиотажа прошлых лет. Разве дисциплинированные учителя немецкого языка с удовольствием выполняли упражнения КИМов. На Дне французского языка учителя выбирали занятия по культуре страны изучаемого языка – лекция к 100-летию Ромэна Гари, выступление канадского певца Jean-Pierre B rub , «Энциклопедия французской песни». А на Дне английского языка уделили много внимания вопросам профессионального роста педагога – и тут пришлось позавидовать тем, кто свободно читает на английском. Не все хиты мировой педагогической литературы у нас переведены, так что о модной книге новозеландского профессора педагогики Джона Хетти (John Hattie, Visible Learning for Teachers: Maximizing Impact on Learning, 2011) рассказывали здесь. Профессор Хетти установил, что на результаты учебы школьников влияет в первую очередь компетентный учитель. Он подробно описал характеристики учителя, ученики которого учатся в полную силу.
Мотивация к изучению предмета возникает у детей вслед за впечатлением от вдохновленного своим предметом учителя – именно из этого в первую очередь исходили организаторы Дня русского языка, Дня учителя литературы, Дня учителей МХК, музыки и ИЗО, Дня школьного библиотекаря. Встречи с интересными учителями-практиками, признанными учеными, специалистами в области культуры и искусства – это то, что расширяет кругозор, дарит человеку радость узнавания себя в большом.
Пока чиновники ломают голову над обеспечением «самого честного ЕГЭ за всю историю экзамена», марафонцы слушают музыку, стихи, смотрят видео, общаются в совместной деятельности, то есть обращаются к человеку в себе, единственному, что гарантирует мораль и нравственность. И всякий раз, когда в занятие вторгалась художественность, лица в аудиториях преображались, волна причастности разливалась – какая сильная эмпатия! Недаром Джон Хетти называет добрые отношения между учениками и учителями лучшим инструментом обучения. Профессионализм?– здесь. Примерно в этом залоге говорили о кадровом голоде – при заполненных вакансиях – директора школ на Дне управления школой.
Другое дело – мнение депутатов и чиновников. В те же дни председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила обсудить возможность введения обязательного ЕГЭ по физике и химии. Логика такова: чем меньше экзаменов, тем ниже уровень знаний, умений и навыков. Одновременно вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Рогозин предложил увеличить число часов обучения физике и математике в школах и возродить техникумы. Очевидно, люди не в курсе стандарта старшей школы, самой его сути (выбор уровня изучения предмета), сильно заблуждаются насчет «простоты» гуманитарных ЕГЭ, а также не догадываются, что большая часть баллов учениками там набирается именно в части «А», которую собираются отменять. На нее натаскивают путем систематической зубрежки, не оставляя места подлинным мотивам обучения, поскольку «так спрашивают».
Учителя–участники марафона беспокоились: так что, ЕГЭ сливают или усиливают? Трудно сказать, мы продолжаем учить в ситуации полной неопределенности, что само по себе лишает покоя. Однако марафон давал опору: тут было много людей, которые способны удерживать порядок внутри себя. Так, 12 апреля, в День учителя русского языка, страна писала Тотальный диктант под диктовку актера Хабенского по тексту из романа Иванова «Географ глобус пропил» – всероссийское шоу на 64 тысячи человек. Ах! Люди у нас безграмотные, неправильно пишут «гармошка», «перрон», «семафор» и «палисадник»! Между тем на марафоне Римма Храмцова, учитель русского языка и литературы московской гимназии № 1514, рассказывала, как она определяет, насколько школьники привыкли и полюбили писать и сочинять собственные тексты: по тому, спрашивают ли они, а сколько страниц или строчек нужно написать; если не спрашивают, дела идут хорошо. У учителя такие установки, и они нерушимы. Ни угроза аттестации, ни обещание депутата Яровой создать «еще более единый учебник», куда войдут все гуманитарные предметы, включая языки, ни Тайная орфографическая полиция, которая объявилась в эти дни в стране, – никто не отрывает его от работы, которую он считает важной. Постепенное взращивание письменной речи ребенка.

…По марафону было видно, насколько хорошо люди понимают происходящее в политике образования: стандарты ради стандартов и их разработчиков, учебники для издательств и издателей, электронные дневники для тех, кто их внедряет, школьная форма вводится для поддержки производителей, сочинение – в рамках выполнения поручения президента и так далее. И нет смысла ждать, что сверху спустят что-то действительно подходящее учителю и ученику, надо создавать самим. Да, ситуация неопределенности предъявляет высокие требования к личности, не каждый готов ее принять – но если у тебя хорошая база знаний, есть мотивация, ты инициативен, то такая ситуация может спровоцировать мощный профессиональный рост.
Марафон-2014 сработал именно в этой парадигме.

Рейтинг@Mail.ru