Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2014
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


Леонтьева Ольга

Школа сдалась ГТО

Чем педагогически опасны «добровольные» нормативы «Готов к труду и обороне»

24 марта 2014 года президент подписал Указ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». 15 июня этого года положение о комплексе должно быть официально утверждено, а введен в действие указ будет с 1 сентября. О чем в связи с этим стоит волноваться общеобразовательным учреждениям? К чему готовиться?

1 сентября

О необходимости введения сдачи нормативов ГТО представители Минспорта говорили лет десять. И вот их мечта сбылась. Основное бремя проведения всех мероприятий по организации и проведению сдачи нормативов ляжет на школы – не случайно указ вступает в силу в первый день учебного года.
Номинально проект Положения о нормативах ГТО обсуждался двумя министерствами – Минспорта и Минобрнауки. Однако на последнем этапе о предложениях образовательного ведомства (в частности, о нецелесообразности участия в данном комплексе детей шести и семи лет) вообще забыли, а само Минобрнауки в данном президентском указе даже не значится...
Но нет худа без добра. Официально сдача нормативов не является частью обязательной школьной программы. Бегать, прыгать, плавать, метать мячи, стрелять для выполнения нормативов нужно будет во внеурочное время. Это, по мнению Минспорта, должно подтолкнуть детей и взрослых к занятиям. И тогда наша страна снова сможет быть готовой к труду и обороне!


Спорт

Как главный редактор журнала «Спорт в школе» я внимательно следила за продвижением этого комплекса и пришла к выводу: его введение нужно Министерству спорта прежде всего для выявления новых перспективных спортсменов и поддержки школьников, профессионально занимающихся спортом.
Все понимают, что заставить выполнять нормативы взрослых людей почти невозможно. Во-первых, для этого необходимо тренироваться, и очень серьезно, а бесплатных спортивных залов и стадионов, а также тренеров и должного медицинского обеспечения у нас нет. Во-вторых, приманки в виде значка и уважения начальства сегодня мало кого волнуют, кроме работников бюджетных учреждений. И наконец, в-третьих, сдавать нормативы имеют право только абсолютно здоровые люди, которым медики разрешат предлагаемые нагрузки. А где вы таких найдете?
Но вот для учащихся, и прежде всего для школьников, сдача нормативов на золотой и серебряный значки может быть судьбоносной. Поскольку это предполагается учитывать (при прочих равных условиях) во время поступления в высшие учебные заведения. Правда, министр Ливанов уже заявил, что вузы будут решать этот вопрос самостоятельно, а сами значки выдаваться не ранее, чем через год. Студенты же, сдавшие нормативы ГТО и получившие золотой знак отличия, могут получить прибавку к стипендии, о чем говорится в проекте правительственного постановления.
Стремление поддержать таким образом молодых людей, показывающих успехи в спорте, понятно. Дело в том, что парни и девушки, за которых мы так яростно болеем во время международных соревнований, ради этого много лет жертвовали своим образованием, а значит – своим будущим. Чтобы к 16 годам стать спортсменом международного класса, нужно лет с шести (а иногда и раньше!) тренироваться по 3–4 часа ежедневно. На учебу времени почти не остается, а ЕГЭ они должны сдавать как все.
Тем, кто к этому возрасту сумел завоевать себе имя в спорте, бояться нечего – за них попросят, им помогут… Но таких единицы. Большинство тех, кто в школе мечтал стать олимпийским чемпионом и отдавал этой цели все силы, к совершеннолетию сойдут с дистанции, и таких почти 99%. В лучшем случае один из ста тренирующихся добивается успеха, остальные получают травмы, начинают болеть или уходят из спорта по другим причинам.
Не исключено, что введение комплекса ГТО даст небольшую защиту для этих молодых людей: спортивные заслуги, а также звание значкиста ГТО они смогут использовать в своем портфолио.

 Школа

Однако авторы проекта не учли, что будет происходить в школах, когда их начнут сравнивать друг с другом по количеству значкистов ГТО. Самые старательные региональные управленцы могут начать вводить дополнительные конкурсы, поддерживать исключительно тех учителей физической культуры и директоров школ, ученики которых добились успехов в сдаче нормативов.
И тогда лучшие учителя этого предмета – те, которые занимаются не только со спортивными ребятами, а со всеми; ученики которых любят двигаться и побеждать самих себя, а не состязаться с другими (для сомневающихся скажу, такие учителя есть, их много!) – станут в глазах руководства самыми плохими. Их и сейчас не очень-то ценят, потому что они не приносят своим школам кубков и наград, а ведь сегодня это главный показатель качества работы учителя физической культуры. Так что после введения комплекса они могут остаться вообще без зарплаты, точнее – на минимальном окладе, без каких бы то ни было добавок от директора. Прожить на эти деньги трудно, согласитесь.
Если школы и учителей начнут сравнивать по количеству учеников, выполнивших комплекс, очень быстро найдутся и те, кто захочет воспитать как можно больше значкистов. А значит… школы начнут проводить отбор не только по знаниям и поведению, но и по уровню здоровья и спортивной подготовки. В этих школах будут хорошие спортивные залы, тренажеры – все для воспитания людей, готовых к труду и обороне. А на оборудование спортинвентарем в других школах вообще перестанут обращать внимание, ведь туда придут дети с ослабленным здоровьем… Хотя именно этим детям занятия физической культурой необходимы как воздух!
В новых стандартах образования самое лучшее – это прописанный стандарт на условия, в которых должны учиться дети. Он пока не везде соблюдается, но стремление к созданию достойных условий для обучения каждого – это уже хорошо.
Стандарт на спортивные достижения опасен. Нет ничего хуже, чем сравнивать мальчиков и девочек, девушек и юношей по их спортивным победам. Потому что на самом деле это – стандарт на здоровье и на характеристики тела.

Дети

В последнее время в системе образования наблюдается тенденция к едино­образию: учебников, программ, экзаменов, знаний. Стремление к единообразию бесполезно: мы все разные. При этом те, кто не понимает математику, не запоминает иностранные слова, не умеет петь, спокойно об этом говорят. Многие дети даже бравируют: мол, вот такой я, не дается мне ваша учеба! Потому что в детской среде над такими ребятами не смеются, напротив, даже уважают.
Но нельзя найти человека, который хвалился бы тем, что его тело в чем-то ущербно по сравнению с другими. Особенно остро воспринимают замечания о своей фигуре и физических недостатках подростки.
Культ здорового и сильного тела не может вводиться в общество за счет сравнения показателей отдельных людей. Особенно детей. То, что дети любят соревноваться – не более чем миф, созданный людьми, которые в молодости занимались спортом. Дети любят играть! И все как один обожают, когда ими восхищаются другие. Значкистов ГТО будет мало, а тех, кто не сможет получить этот значок – миллионы. Давайте подумаем, как их привлечь к занятиям, научить оздоравливающим упражнениям, здоровому образу жизни.
И найдем силы, средства, возможности, чтобы создать для всех ребят условия, в которых это будет возможно. А для начала подумаем, как открыть в школах работающие душевые, где каждый ученик сможет привести себя в порядок после физической, подходящей именно для него, нагрузки и почувствовать, как это прекрасно – заниматься физкультурой.

Рейтинг@Mail.ru