КРУГ ВОПРОСОВ
Учительское призвание отменяется?
Что принесут в школу система эффективного контракта и другие новшества, обсудили в ВШЭ
Вначале апреля в Высшей школе экономики прошла XV Апрельская
международная научная конференция «Модернизация экономики и общества».
Наше внимание привлекла секция «Развитие образования». В круге тем –
обновление педагогических кадров, развитие педагогического образования
и, конечно, суть профессии «учитель».
Учить всех одному и тому
же бессмысленно?
На «круглом столе», посвященном обновлению педагогических
кадров, Виктор Болотов, научный руководитель Центра оценки качества НИУ
ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, ввел
собравшихся в курс дела:
– На комплексную программу обновления педагогических кадров поступил
официальный заказ от государства, программа написана. В ней собрано
все: профстандарт педагога, педагогическое образование, эффективный
контракт, повышение престижа профессии…
Однако тут же были высказаны сомнения в целесообразности единых целей.
– Я за диверсификацию системы подготовки педагогов, – заявил Александр
Сидоркин. – России не нужна общая школа подготовки педагогов, нужно
много разных школ… А такие «сильные» ходы имеют на местах
разрушительные эффекты.
В то же время общественный заказ на новые ФГОС педагогического
образования существует. Ефим Рачевский, директор Центра образования №
548 «Царицыно», назвал «стандартные» качества нового педагога: знание
предмета, высокий уровень общей культуры, выдающиеся коммуникативные
навыки, знания в области конфликтологии и искусства ведения
переговоров, способность видеть спонтанную учебную ситуацию и
поддержать инициативу ребенка.
Не поспоришь – но как этому научить? Кстати: как учат сейчас?
– Давайте четко видеть, что делаем, для кого и как, – говорил ректор
МПГУ Алексей Семенов. – Сейчас у нас честные, квалифицированные
профессора читают в педвузах лекции на интересные темы. Студенты их
совершенно не воспринимают. Профессора парируют: уж таких мы получили
студентов, так их школа подготовила.
Далее – педпрактика. К тому моменту, когда им предлагают практику,
толковые студенты уже работают вовсю. Приходится выкраивать время,
чтобы пройти обязательную практику – какая уж тут польза?
Психолого-педагогический компонент образования большинство воспринимают
как что-то лишнее и совершенно ненужное. В итоге, при пересчете на
эффект, педагога-бакалавра можно выучить за год.
– Педагогические вузы игнорируют ФГОС общего образования, не выказывают
никакой реакции на происходящие события, – добавил Виктор Болотов.
То есть – нужно полное погружение в реальные учебные ситуации и как
можно больше школьной программы?
Декан факультета «Менеджмент в сфере образования» Московской высшей
школы социальных и экономических наук Елена Ленская:
– Поскольку в «Шанинке» по магистерским программам учатся в основном
люди с опытом работы, мы сделали упор на новшества, например, в
программе управления дошкольным образованием. Мы думали, что
воспитателям детских садов и учителям начальных классов понравятся
интерактивные формы работы, но им это показалось по меньшей мере
странным, неудобным. Тем не менее российскому педагогическому
образованию просто необходимо обновлять репертуар методик. В частности,
управление группой и основы конфликтологии – дисциплины, которые должны
быть преподаны каждому, кто имеет отношение к педагогике.
Ефим Рачевский заметил:
– Потеря интереса к профессии «учитель» – предвестник экономического
кризиса. Когда школьные учителя начинают вновь проситься на остров
стабильности, надо думать о том, чтобы стабильность была, а вот
принципы подготовки кадров должны быть подвижными.
На кого учим: на учителя или
специалиста широкого профиля?
По ходу конференции выяснялось, что «в товарищах согласья
нет». Так, ректор МГПУ Игорь Реморенко предложил посмотреть на
педагогические вузы с новой точки зрения:
– Вызов педагогическому образованию?– широта внешнего заказа. Мы
готовим кадры не только для школ: ГИБДД, ЖКХ, парки, музеи, библиотеки,
учреждения социальной защиты и даже банки! Почему? Потому что педагоги
обладают двумя важнейшими навыками – умением разбираться в сложных
знаковых системах и умением быстро передать эти знания другим. Таковы
ожидания общества от педвузов.
По мнению Реморенко, стоит четче определить объект преобразования –
вузы, программы, студенты, а может быть, ничего из перечисленного? Быть
может, мы просто не того ждем от наших программ?
– Министерская управленческая линия заставляет задуматься:
действительно ли в школе студент может освоить необходимые для себя
навыки? Например, коммуникативные навыки, командная работа и кооперация
– компетентности, которые нельзя приобрести во время педпрактики в
школе. Почти все московские учителя сейчас имеют базовое педагогическое
образование, но в последние годы все больше и больше людей приходят в
школу из других отраслей.
– Я уже три года делаю из выпускника МИФИ учителя физики, – добавил
Ефим Рачевский, – трудно, но знаете, получается, и это того стоит.
Иначе приходится постоянно искать специалистов, которые рассказали бы
учителям физики о современной физике, научили бы работать с новой
техникой. Наши выпускники педвузов этого не умеют.
Главный редактор журнала «Педагогика» Руслан Бозиев высказал опасение:
не размываем ли мы педагогическое образование? Все же педагогов
необходимо учить так, как нужно школам. Сейчас велик запрос на
дошкольное образование: родители ищут умных выпускниц педагогических
вузов, чтобы они учили их детей. Перевод педагогических колледжей
Москвы на платную основу – интересный эксперимент, но впоследствии
выпускницы-участницы эксперимента работали маркетологами, промоутерами,
нянями и гувернантками, а не учителями. Две трети нынешних педагогов
имеют в прошлом нешкольную деятельность. Игорь Реморенко уверен:
«просто школа» – это миф, у школы есть директор, работодатель, есть
заказчики – государство и родители. Все – разные.
– Мы спрашивали людей, что нужно им от школы, – продолжал Реморенко, –
общего идеального образа школы нет, есть много разных деталей. И
большинство ответов отсылает к положительному советскому опыту. И разве
не всегда было так – выпускники педвузов где только не работали.
В Китае, например, всех студентов педвуза учат базовым вещам: как
растет человек и как учить других чему-либо. Там дети тоже не являются
работодателями учителей, но все же…
Сделал дело – гуляй смело?
Про эффективный контракт: мало кто понимает, что имели в виду
авторы идеи. На эту тему высказался директор Департамента
финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики
образования и науки Михаил Алашкевич:
– Под эффективным контрактом стоит понимать не простой перечень
обязанностей сторон, а набор услуг, которые получат от педагога ученики
и родители.
В сфере здравоохранения уже столкнулись с тем, что врачи существенный
рост зарплат воспринимают как должное, а на предложение работать лучше
отвечают: как – лучше, мы и так делаем все, что можем. Но эффективный
контракт – это не естественное признание успехов работника.
– Я за то, чтобы платить хорошие деньги только тем, кто что-то меняет в
своей работе, – заявляет Алашкевич, – но это уже решают на местах.
Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина, подходя к
образованию с экономической точки зрения, сообщила, что добавленная
стоимость российского образования продолжает быть отрицательной.
– Образование – единственная сфера, не оправившаяся после кризиса 2008
года. Ежегодно мы теряем квалифицированные педагогические кадры. За
прошедшие пять лет – сорок тысяч потерянных специалистов. В дошкольном
образовании значительное сокращение кадров, и это при том, что новые
детские сады растут как грибы. Вузы тоже оказываются в минусе. Ситуация
никак не исправляется, потому что идея эффективного контракта с трудом
входит в сознание.
Контракт – это не про «призвание на всю жизнь», а договор на время и на
взаимовыгодных условиях. Сделал–ушел. То есть на смену
институциональным отношениям приходит фактор зарплаты, и под это
подвернуты все рычаги управления и принятия административных решений.
– Мы раньше так никогда не жили, это кардинальная ломка имеющегося
уклада, изменение организационной культуры в образовании. Нужно
обеспечить плавный вход в него. В педагогическом образовании нужны
программы, которые встроят в карьеру человека новые условия, – говорила
Ирина Абанкина.
Представители РАО ее поддержали: мол, в бизнес-структурах иначе и быть
не может.
Учитель сам знает, как
решать проблемы?
На секциях конференции были озвучены результаты различных
практических исследований. Татьяна Хавенсон и Алексей Захаров из ВШЭ,
опираясь на результаты международных мониторингов TIMSS и PIRLS,
проследили связь между характеристиками учителей и учебными
достижениями учащихся.
Повышают успехи учащихся очевидные факторы: наличие у педагога диплома
учителя, высшее образование, наличие первой квалификационной категории.
Высокий уровень в PIRLS зависит от того, как часто учителя читают
методическую литературу, а также от общего культурного капитала
педагога. Заметим: как слишком низкий, так и слишком высокий культурный
капитал негативно влияет на успехи учеников. Наиболее эффективны
«середнячки».
Что же снижает успехи учеников? Прежде всего – новый учитель. Если
педагог работает с классом меньше одного года, то результаты
мониторингов значительно снижаются. Кроме того, исследователи еще раз
подчеркнули, что в России результаты TIMSS имеют отличительную
особенность: чем больше типовых задач решают ученики на уроке, тем выше
их результаты. А вот использование передовых методик, практические
задачи и кейсы существенно снижают результат. В чем дело? Исследователи
объясняют: лучше всего у учителя получается то, что он умеет. Низкий
опыт наших учителей в решении практических задач вызывает у них
ощущение пустой траты времени, эта деятельность пока их не увлекает. В
то время как на секции, посвященной образовательной миграции, китайская
исследовательница Ли Фанг рассказала о том, как дети мигрантов
адаптируются в больших городах, расположенных на юго-восточном
побережье Китая. В Шанхае и Гонконге есть школы, где учатся до ста
процентов детей, приехавших из деревни. Исследование показало, что в
адаптации детей в школе ключевую роль играют не семьи, а именно
учителя. Хорошие отношения с учителем дают ребенку большую надежду и
самоуважение, помогают интегрироваться в обществе мегаполиса. Особенно
личность учителя влияет на мальчиков.
На вопрос, как государство контролирует уровень профессионализма
педагогов, Ли Фанг отвечает: ничего специального, никакого особенного
контроля. Просто учителя сами находятся в дискомфортном положении: есть
дети мигрантов, и это неуютно, сама ситуация требует отдачи и труда.
Они стараются понимать детей и делятся с ними душевным теплом.