Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ


Витковский Анатолий, Рогозина Татьяна

На пути к метапредметным результатам

Образовательная программа школы как инструмент перехода на новые стандарты

Всегодняшних стандартах заложены новые образовательные результаты. А это значит, что образовательный процесс в школе должен выстраиваться принципиально иначе. Но что именно должно измениться и как эти изменения осуществить? Об этом наш разговор с доцентом кафедры управления и экономики в образовании Ленинградского института развития образования, кандидатом педагогических наук Татьяной РОГОЗИНОЙ. 

– Татьяна Валерьевна, очевидно, что переход на новые стандарты – задача крайне сложная. Существуют ли эффективные инструменты, которые могут помочь администрации школы и педагогам совершить этот переход?

– Таким инструментом может стать основная образовательная программа школы. Переход на новые стандарты означает, что в школе создается основная образовательная программа, которая им соответствует, и что она на самом деле реализуется, а не пылится на полке в кабинете директора.
Работа по созданию программы может быть выстроена как большой совместный проект всех участников образовательного процесса. И первый шаг в его реализации – прояснение и конкретизация целей современного школьного образования, которое может проходить при обсуждении документов, регламентирующих образовательную деятельность школы. Это и Закон «Об образовании в РФ», и тексты стандартов (именно тексты, а не текст: ведь невозможно проектировать программу 5–9 классов, не зная текстов стандарта начальной и старшей школы), и примерные образовательные программы, методические пособия.
А следующий шаг – совместное прояснение того, как эти образовательные цели могут быть достигнуты в конкретной школе. На каких учебных предметах и курсах? Каким должен быть учебный план? С помощью каких подходов, методик, технологий?
В результате подобной проектировочной работы, которая обычно ведется в течение года (это длительный переговорный процесс), создается документ, определяющий программу совместных действий. То есть появляется описание учебного процесса в конкретной школе, которое становится главным ориентиром и руководством к действию как для администрации, так и для учителей. И если это действительно проектная работа, то в конечном итоге для педагогов проясняются ключевые вопросы: что, для чего и как надо делать, чтобы реализовать содержание новых стандартов.

– Но прежде чем выстраивать принципиально иной образовательный процесс, учителям ведь надо научиться достигать и новых образовательных результатов...

– Безусловно. Работа на метапредметные результаты у многих учителей вызывает такие трудности, что можно говорить о получении новой квалификации. И здесь только один выход – обучение. Однако некоторых заложенных в стандарте результатов можно достигать с помощью классических педагогических методов либо с помощью тех инновационных методик, которые многие школы и до этого применяли. Поэтому важно соотнести новые цели с уже имеющимся опытом: что мы можем делать уже сейчас, а что – еще нет? Какие у нас имеются профессиональные достижения и какие дефициты, как их восполнить?
Это понимание дает возможность школе сформулировать свой запрос институтам повышения квалификации: какие новые знания и умения требуются педагогам? В каких формах они хотели бы пройти обучение (может быть, в форме тренингов, демонстрационных уроков, которые преподаватели институтов повышения квалификации могли бы разрабатывать и проводить совместно с учителями)?
Многое может сделать и сама школа, не дожидаясь помощи извне. Сегодня уже выкристаллизовались группы педагогов, деятельность которых во многом отвечает требованиям новых стандартов. Я имею в виду учителей начальной школы, иностранного языка, учителей информационных технологий. Они могут поделиться опытом работы, направленной на развитие у школьников практически всех видов универсальных учебных действий.
Мне известны школы, где регулярно проходят дни открытых уроков учителей начальной школы. На эти занятия приходят учителя основной школы, смотрят, как формируются и оцениваются те или иные виды учебных действий, перенимают новые для себя способы работы. Кроме того, стимулируя процесс самообразования учителя, администрации некоторых школ создают электронные учительские, где собираются материалы по самым трудным вопросам введения ФГОС. В одном из районов Санкт-Петербурга был осуществлен проект «Книга, которая повлияла на меня как учителя». Подобная деятельность позволяет педагогическому сообществу формировать круг информационных источников, которые поддерживают современные идеи обновления российской школы.

– Работу по созданию программы оптимально вести в формате проектных семинаров?

– В том числе. Лучше, если на проектный семинар педагоги собираются во время каникул, а не после уроков. Семинар может быть посвящен обсуждению образовательного процесса в целом (на какие результаты мы хотим выйти на каждом этапе обучения? как эти результаты будут формироваться и оцениваться?) либо отдельным его аспектам (например, как будет организована внеурочная деятельность? какая роль в достижении результатов будет отводиться домашним заданиям?).
Важно, чтобы для проектирования и корректировки содержания основной образовательной программы использовались различные форматы: семинары, педсоветы, методические объединения, творческие группы...
Примечательно, что по плану работы методической службы школы можно легко увидеть, насколько методическая работа обеспечивает введение ФГОС. Это видно по структуре методической службы школы и вопросам, рассматриваемым на методических объединениях.
Сегодня в структуру методической службы должны входить не только вертикальные (предметные) объединения, но и горизонтальные (межпредметные) объединения педагогов по параллелям или классам. Это обусловлено требованиями стандарта: его целенаправленностью на три группы результатов. В школе должны появиться методические объединения, где педагоги разных дисциплин, работающие с одними группами детей, скажем, в 5-х классах, могли бы договориться о том, каков вклад предметов в развитие разных групп универсальных учебных действий; как рационально использовать временные (совместно планировать учебную нагрузку) и дидактические ресурсы; как сделать понятными для детей требования к выполнению учебных заданий; как помочь ученикам выстроить индивидуальные образовательные маршруты. Кроме того, учителя могут разрабатывать совместные занятия, сообща искать пути решения острых проблем.
Подчеркну, что в настоящее время задача методической службы школы не только обмен опытом. Если раньше учитель говорил: «Я делаю это так…», то сегодня он может сказать: «Я возьму на себя это и сделаю это таким-то образом …» или «Давайте мы это сделаем так…» То есть, происходит смещение акцента: от представления своего опыта для внешней оценки коллег к предложению использовать свой опыт для достижения конкретных образовательных результатов учащихся.

– Многие учителя говорят, что стандарты написаны сложным языком. Какие искажения в понимании встречаются чаще всего?

– Часто неверно понимается то, каким образом с введением стандартов меняется целенаправленность образовательного процесса. Если раньше успешность обучения определялась в основном предметными результатами, то сегодня достижение этих результатов есть следствие овладения метапредметными умениями. При этом предметные знания и умения не отменяются, а становятся частью большого «спектра» результатов школьного образования.
Но вот проблема: зачастую к предметному обучению «механически» добавляется некая «метапредметная деятельность» на уроке либо во время внеурочных занятий. То есть учитель начинает отдельно работать на метапредметные результаты. Как сказала одна учительница: «Если у меня сильный класс, я могу двадцать минут формировать предметные результаты, а потом еще двадцать минут уделить метапредметным, а если у меня слабый класс, то я весь урок занимаюсь предметными результатами, метапредметными мне заниматься некогда». Идея стандартов совсем в другом – в создании целостного образовательного процесса, где порой даже трудно разделить, в какой момент вы работаете на одни результаты, а в какой – на другие. Можно через метапредметную деятельность выходить на предметное содержание и можно через предметную деятельность выйти на метапредметные результаты.
Например, в 5 классе учебная программа во многом основана на повторении: мы актуализируем опыт учеников в решении учебных задач, полученный в начальной школе. Так, вместе с детьми можно про­анализировать учебные действия, которые они уже выполняли, скажем, по теме «Обращение». Умеют ли находить обращение в письменном тексте, слышать его в устной речи? Могут ли использовать обращение в различных жизненных ситуациях для решения коммуникативных проблем? Подобный анализ метапредметных умений ведет к более глубокому пониманию понятия «обращение». Это движение от метапредметного содержания к предметному. Но ведь может происходить и обратный процесс. Скажем, ребята могут обсудить в группах виды глагола, которые им известны, а затем отрефлексировать продуктивность проделанной в группах работы, выйдя на анализ собственных коммуникативных умений, в частности умения точно и четко сообщать информацию собеседнику, используя соответствующую форму глагола. То есть предметная и метапредметная деятельности тесно переплетены и постоянно работают друг на друга.

– Допустим, основная образовательная программа школы разработана. Что дальше? Как школе контролировать и оценивать успешность реализации этой программы?

– Может быть, самое важное, что еще не осознано руководителями многих школ: если программа разработана, это не значит, что теперь можно работать по ней все дальнейшие годы. Следующий год должен стать годом апробации, когда идет анализ того, какие положения программы работают, какие нет и почему. Какие изменения нужно внести в текст программы, чтобы в следующем году избежать этих проблем. Образовательную программу школы нельзя создать раз и навсегда, в той или иной степени ее придется корректировать ежегодно. К этому нужно относиться как к необходимой и важной работе.
Что касается оценки хода реализации программы. С этой целью в школах разрабатываются мониторинги реализации основной образовательной программы. В разных школах они могут быть разными, важно, чтобы с их помощью оценивались не только результаты учеников. Мониторинг образовательной программы должен включать оценку профессиональной деятельности учителей и работы школьной управленческой команды. При этом оценивать деятельность администраторов и педагогов должны те, к кому эта деятельность непосредственно обращена. Кого как не учителя следует спросить о том, насколько хорошо администрация помогает ему работать? А кто лучше всех может оценить действия педагогов по помощи детям в освоении программы? Конечно же ребята и их родители.

Рейтинг@Mail.ru