Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ВЫРОСТ


Куценко Елена, Лизинский Владимир

Самопроверка школы: без двойной бухгалтерии и розовых очков

По каким критериям школа может самостоятельно оценить свою работу?

Говорить о повышении качества образования невозможно без содержательной, взвешенной оценки работы школы. Самоаудит, который сейчас повсеместно требуют от школ, вообще-то мог бы стать необходимым этапом осознания: на каком уровне находимся в разных сферах деятельности, какие задачи ставим, на какие цели ориентируемся, какими ресурсами располагаем...  
О том, чем мог бы стать и чем кое-где становится самоаудит школ, говорил Владимир ЛИЗИНСКИЙ, кандидат педагогических наук, профессор АПКиППРО, выступая на III Международном семинаре экспертов в области образования «Управление качеством образования», который состоялся на базе Образовательного центра ОАО «Газпром» в Москве.

Если мы хотим, чтобы процедура самооценки была адекватной, то вряд ли стоит начинать с невнятного названия. Аудитом принято называть независимую внешнюю оценку. Несколько подобных определений интернет-поиск выдает за доли секунды. Каким же образом соотносится «само-» с независимым взглядом со стороны? На эту нестыковку Лизинский обратил внимание аудитории в начале выступления. И напомнил, что по факту в школах можно увидеть четыре типа самообследования.

1 тип. Проверка, исходящая из требований рейтинга: ГИА, ЕГЭ, участие в олимпиадах, отсутствие жалоб и серьезных конфликтов. При таком подходе к самоанализу скрывать реальное положение дел, замалчивать проблемы выгодно – меньше хлопот. Оценка сводится лишь к учебным результатам, воспитание не принимается во внимание. В процессе учебы нарастает количество контрольных, тренировочных, проверочных работ и домашних заданий. Выставляется гигантское количество двоек. Школа, оценивающая себя с подобных позиций, по мнению Лизинского, «плодит троечников, класс, который никогда ничего не достигнет»: задавленные непрерывными и непосильными требованиями, они надолго теряют инициативу – в отличие от большей частью жизнерадостных двоечников.
Школа, ставящая превыше всего официальные рейтинговые показатели, пренебрегает условиями для развития личности, для счастливой жизни ребенка. Жизни, в которой есть трудности и интересные дела, повод для волевого преодоления и самостоятельности. Все это заменяется подготовкой к ЕГЭ.
Кстати, двойки и тройки стимулируют хорошую успеваемость гораздо хуже, чем пятерки, – напомнил ведущий. Стоит попробовать, чтобы убедиться самим. Ребенок, которого перестают долбать плохими отметками и ставят «5» сначала почти ни за что, постепенно распрямляется, перестает бояться показать дневник дома, ответить на уроке. И на самом деле двигается в предмете. Кроме того, как показывает опыт, в подобной школе плохо приживается толерантность.
2 тип. Мониторинг, показывающий, насколько происходящее в школе соответствует ее концепции, уставу, программе развития, ресурсам; как соотносятся результаты учебно-воспитательного процесса с критериями качества. Такая оценка предполагает соотнесение целей с реальной необходимостью. То есть самое главное – увидеть и сформулировать насущные проблемы, характерные именно для этой школы. Как правило, этот подход характерен для тех, кто организует реальную деятельность для детей; наполняет ее интеллектуальным, творческим, эмоциональным содержанием.
3 тип. Здесь главное внимание обращают на условия для воспитания, творчества, развития и личностного роста педагогов. Это предпосылка для счастливой жизни детей. В основе образования лежит не столько знание, сколько понимание и воспитание чувств. Школы, ориентированные на подобные ценности, как правило, открыты для самого широкого контакта с родителями. Включают в свое образовательное пространство сети программ дополнительного образования, создают условия для самодеятельности и самоуправления.
Таких школ не много. К сожалению. Владимир Лизинский напомнил участникам семинара, что массовая школа почти не ориентируется на реальные образовательные запросы детей и их семей. Они хотели бы учиться дизайну, флористике, получить водительские права, освоить азы бухгалтерии. Получить параллельно с учебой простые, но нужные профессии. Однако школа, «замучившая детей эксплуатацией памяти, ничего этого дать не готова. Стандарты во многом – пустой звук. Большинство из того, что предлагает школа, старшеклассникам не нужно».
4 тип. Совсем грустный. И распространенный. Он предусматривает документальное обеспечение, фиктивно-деятельностные продукты, формальные традиционные мероприятия и подходы. Критерий оценки работы нехитрый: свое­временная сдача необходимых бумаг и явка по первому требованию, куда прикажут. «Соглашаясь на подобный тип анализа работы школы, мы сами себя загоняем в угол», – констатировал В.Лизинский. 


Может пригодиться...

Характер оценивания очень и очень серьезно влияет на результат, это знает каждый учитель. Следовательно, то, как школа оценивает свои достижения, по каким критериям мониторит собственную работу – хороший индикатор ее педагогических и управленческих оснований. Для лучшего понимания себя совсем не лишним бывает познакомиться с образцами самоанализа других педагогов. Вдруг найдется одна-другая строка, которая покажется важной.

Начать можно со схемы, которую предложил В.Лизинский участникам семинара. Причем в качестве именно рабочего материала: «Смысл самооценки совершенно не в том, чтобы удовлетворить чье-либо досужее любопытство, а в том, чтобы понять, что уже сделано, что делается, где и какие есть резервы, какие инновации, какие административные изменения необходимы. Методика не требует гигантских затрат времени на подготовку и наполнение информацией данной таблицы, фактически администрация школы может заполнить таблицу в течение часа. Однако более полезно каждый из разделов изучить в ходе коллективного обсуждения».
В схеме 28 пунктов, некоторые требуют лишь отметки: нет/есть (услышав это, зал прочувствованно зааплодировал).

1. Концепция, устав, программа развития, образовательная программа образовательного учреждения и планы по их выполнению (есть или нет). При этом, пояснил ведущий, программа развития должна оставаться внутренним делом школы. Поскольку сегодня нет другого способа хорошо руководить школой, кроме разумного дуализма: думаю одно, делаю другое («Демонстрирую третье», – вздохнули со знанием дела в соседнем ряду). Ведь любого директора можно уволить «без объяснения причин».
2. Наличие локальных актов, соответствующих развитию учебно-воспитательного процесса. Они упорядочивают организацию, закрепляют статус всех участников, описывают нормы взаимодействия – чтобы не регулировать это и многое другое случайным образом в ручном режиме.
3. В школе создана и реально работает воспитательная система.
4. Организация работы школы по обеспечению безопасности. Именно целостная программа безопасности, учитывающая реальные проблемы и риски.
5. Система и структура управления учебно-воспитательным процессом. Самоуправление. Роль и место общественных и профессиональных организаций.
6. Здоровьесберегающая компонента.
7. Качество образовательной среды, психологического климата и профилактика профессионального выгорания педагогов.
8. Взаимодействие семьи и школы. Опасливое желание родителей держаться подальше от школы часто объясняется отсутствием внятной политики сотрудничества и программы совместной деятельности.
9. Удовлетворение педагогически и социально обоснованных интересов и потребностей учащихся. Вторая половина дня. Здесь может быть комплексный план сотрудничества с дополнительным образованием, составленный на основе реальных запросов детей.
10. Формирование внебюджетного портфеля.
11. Качество, оптимизация и результаты учебно-воспитательного процесса. Здесь важно отметить, насколько школа готова повернуться лицом к учителям и детям, создавая условия для их труда.
12. Трудоустройство выпускников. То, как складывается их судьба после школы, может служить опосредованной оценкой нашего труда.
13. Ресурсное обеспечение УВП. Человеческий капитал как главный ресурс. Важнее даже денег. Хорошие условия, информационная поддержка и ясные правила игры – вот что нужно, чтобы этот ресурс не истощался.
14. Информационные технологии и информационное обеспечение УВП. И это не только компьютеры и интерактивные доски, а продуманная и функциональная система накопления и обмена информацией, значимой для жизни конкретной школы.
15. Диагностико-аналитическая работа. Например, общественная школьная служба мониторинга общественного мнения и лаборатория педагогической диагностики.
17. Правовое и документальное обеспечение УВП. В демократических свободных школах гражданское становление детей происходит не в уговорах и нотациях, а в участии детей и взрослых в разработке правил и норм школьной жизни.
19. Включенность учащихся в социальные, предметные, предпрофессиональные и волонтерские практики.
20. Организация внутришкольного повышения квалификации и самообразования. Одно из самых трудных направлений.
21. Система стимулов для детей и взрослых. От путевок в санаторий до портрета в интернет-музее.
22. Включенность коллектива в воспитательный процесс. Посильное и заинтересованное участие каждого, ротация при подготовке и проведении значимых событий – в противоположность такому положению дел, когда школа выезжает на привлечении одних и тех же бессменных энтузиастов.
23. Качество обучения и воспитание в начальной школе, обеспечение преемственности.
24. Социальное и школьное поведение учеников.
25. Организация профильного, предпрофильного углубленного обучения.
26. Согласование и реализация образовательных программ по профилям обучения с вузами.
27. Качество классного руководства. Критерий поистине безразмерный, в него можно включить огромное число пунктов, сводящихся все к тому же: жизнь детей должна быть напряженной, увлекательной, захватывающей, интересной.
28. Наличие и реализация школьной программы социоэкономической, социокультурной, медико-психологической и информационной защиты и поддержки учителя. Комментарий в этом окошке таблицы начинается со слов: «Таких программ в школах нет...»
Но если внести их в перечень значимых для школы критериев вместе с другими, которые показались вам значимыми, то, возможно, они и на самом деле появятся. 

Рейтинг@Mail.ru