Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Печатникова Людмила

Самодиагностика учителя: увидеть себя в динамике развития

Анкета, составленная французскими коллегами, помогает педагогу опереться на сильные стороны и не забывать о слабых

Насколько я хорош как учитель? В чем состоят мои главные достоинства и каковы проблемы? И хотя внешних «оценщиков и контролеров» немало, хочется разобраться самому. Такую возможность предоставил учителям французский педагог Франсуа Мюллер, разместивший в одном из профессиональных интернет-сообществ (http://lewebpedagogique.com/) своеобразную анкету. Анализировать и оценивать собственную деятельность предлагается по нескольким направлениям: общая картина, личная практика, способы оценивания, взаимодействие с коллегами, направления профессионального развития (под девизом «стань собой!»).

Педагог и его мир

1. Изобретаем велосипед

Начнем с упражнения на воображение, метафорически взглянем на ситуацию, собственные возможности и цели. Требуется представить свою профессиональную деятельность как велопрогулку или велопробег.
Велосипед тут не случаен. Он требует скорости и равновесия. У велосипеда два колеса – моя опора. То, что стремится вперед. На что я могу опереться в работе? Что позволяет мне двигаться дальше? На колесе крыло, защита от брызг и грязи. Что защищает меня как профессионала? Педали – точка приложения усилий. Чему я посвящаю больше всего времени и сил? Сзади у велосипеда багажник. Что я успел приобрести за годы учебы и работы, чем дорожу? Фонарик впереди освещает путь в сумерки. Что мне помогает прояснять запутанные ситуации? На руле звоночек, сигнал опасности? Есть ли у меня такой педагогический сигнал, предупреждающий о необходимости соблюдать осторожность? Седло – на нем велосипедист чувствует себя устойчиво и надежно, рама – удерживает всю конструкцию. Мое педагогическое кредо? Какова общая рамка моей деятельности?
С одной стороны, не обязательно интерпретировать каждую названную деталь. С другой – у велосипеда есть еще много интересного для метафорического переосмысления. Переключатель скоростей, к примеру, тормоз…
У каждого учителя получится совершенно индивидуальная конструкция. Важно только, чтобы она соответствовала в том числе требованиям внешнего мира.

2. Ставим точку

«Хороший учитель» – само словосочетание подразумевает, что есть некий идеал, к которому ты в той или иной степени приближаешься.
Ступени приближения примерно одинаковы для всех профессий:
– предчувствие, знакомство с миром профессии, желание углубиться.
– инициация, возможность взаимодействовать с коллегами профессионально, на равных.
– зрелость, понимание того, что делаешь и зачем.
– уровень эксперта, осознание собственной практики, использование разнообразных ресурсов, а также помощь коллегам в развитии.
В диапазоне от предчувствия до экспертной позиции можно попробовать зафиксировать свою компетентность: как государственного служащего (реализую государственные программы); как носителя знаний, культурного контекста; как организатора деятельности учеников (создаю образовательные ситуации, учитываю индивидуальность ребенка, оцениваю его работу); как члена педагогического сообщества (сотрудничаю с коллегами, родителями учеников).
Если в чем-то вы чувствуете себя экспертом (выберите 2–3 умения), можете ли аргументировать столь высокую самооценку? А на чем бы хотелось сосредоточиться в оставшиеся весенние месяцы (достаточно выбрать 2–3 направления)?

Педагог и его методы работы

Эксперты составили список приемов, качеств, методик, которые способствуют эффективной педагогической деятельности. Можете ли вы выбрать 10 пунктов, которые, по вашему мнению, важны для успешного и психологически безопасного образования ваших учеников?
Список велик: использование формирующего оценивания; понятная речь; передача ученику ведущей роли на занятии, хотя бы время от времени; предоставление ясной обратной связи; выстраивание эмоционально позитивных отношений с учениками; создание условий для того, чтобы ученики формулировали свои мысли, задавали сами себе вопросы; постоянное профессиональное совершенствование; организация коллективного обучения на уроке; изучение компетенций учеников; планирование деятельности, способность разбить процесс на отдельные этапы; объяснение материала на конкретных примерах; создание ментальных карт (или концепт-карт); учет интересов детей; организация учебной взаимопомощи детей в классе; точная постановка задачи; контроль за деятельностью учеников; размещение в интернете материала для удаленной работы школьников; готовность отвечать на детские вопросы во время урока; ведение урока в паре с ассистентом (коллегой, студентом); концентрация на предметном содержании; применение мультимедийных технологий; использование итогового тестирования; наглядное объяснение заданий; организация соревнований в классе между учениками; регулярно задаваемая домашняя работа; анкетирование учеников; составление индивидуальных характеристик детей; применение дидактических игр.
Нехорошо, задавая вопрос, сразу подсказывать популярные ответы. Но в данном случае – деваться некуда. Когда еще удастся сообщить, что выбрало педагогическое сообщество Европы, Америки и Австралии, где подобное анкетирование проводилось во многих школах? На первом месте самое простое – ясность педагогической речи (80% ответов). Далее – отношения между учителем и учениками (77%), точная постановка задачи (70%), наглядность объяснений (61%). Замыкает «топ-лист» наконец-то сугубо педагогическая премудрость: формирующее оценивание (51%). Теперь об аутсайдерах: сосредоточенность на предметном материале (9%); размещение в интернете материала для удаленной работы учеников (6%); создание соревновательной ситуации в классе (5%).
В то же время, надо признаться, ни один пункт не остался без сторонников. Даже пресловутые соревнования в умелых руках окажутся не травмирующей, а развивающей ситуацией.
И напоследок: есть ли в этом списке то, что вы считаете своей личной особенностью, личным умением? Есть ли важные пункты, не попавшие в перечень?

Педагог и его оценки

1. Взгляд со стороны

Взаимодействие с учениками, общение с коллегами, мимолетный взгляд, случайная реплика – из этого складывается у педагога представление о своей профессиональной состоятельности. Как выглядит хороший учитель, с точки зрения учеников и других преподавателей?
Выберите из перечня 10 качеств, которые, по вашему мнению, ученики ценят в педагогах, и расположите в порядке убывания значимости, от №1, самое важное, до №10, самое незначительное из выбранного: динамичность, искренность, способность придать смысл изучаемому материалу, любовь к профессии, терпимость, способность организовать работу учеников в классе, терпение, умение вызывать интерес к предмету, справедливость, интеллигентность, уважение к ученикам, вежливость, спокойствие, привычка вовремя проверять сданные работы, харизматичность, умение чувствовать себя счастливым, умение разделять личную жизнь и профессию, умение подбодрить учеников, способность устанавливать эмоциональный контакт с учениками, умение поддерживать дисциплину в классе, внимание к ученикам, способность давать ясные объяснения, способность не навязывать свои суждения, улыбчивость, чувство юмора, умение учитывать реальный уровень знаний учеников.
А теперь, исходя из собственных представлений и опыта общения с коллегами, выберите из того же списка 10 качеств, характеризующих «хорошего учителя», с точки зрения профессионала, расположите выбранные качества в порядке убывания значимости, от №1, самое важное, до №10, самое незначительное.
Как и ожидалось, представления не так уж сильно разойдутся. Исследователи считают, что и для учеников, и для педагогов важнейшие показатели профессионализма – отношения с учениками и умения, связанные с организацией деятельности на уроке. Дальше начинаются расхождения. Ученики больше ценят человеческие качества преподавателя, коллеги – интерес к профессии и предмету.

2. Оценить чужую работу

Учитель действует всегда под прицелом придирчивых взглядов: учеников, коллег, родителей детей. Но и сам частенько сурово оценивает чужую работу. Насколько разнообразны мы в формах оценивания? Исследователи предлагают 15 самых распространенных приемов. Какие из них вы уже используете? Какие могли бы попробовать в ближайшее время?
Оценка личной значимости работы для ученика; выбор трех лучших моментов в работе; отслеживание динамики достижений; оценка освоенных компетенций; выражение удовлетворения жестом, взглядом; выражение одобрения словами – в адрес работы или личности ученика; отказ от публичной оценки (в присутствии других учеников); обсуждение достоинств и недостатков работы с учеником в индивидуальном режиме, к примеру, после уроков; письменная характеристика работы ученика; выражение одобрения в присутствии заинтересованных лиц: других учеников, преподавателей, родителей; вручение в знак положительной оценки какого-либо символа успеха (картинка, конфета…); обсуждение с учеником достоинств и недостатков его работы (рефлексия); предоставление возможности ученику собрать лучшие работы в особую папку (портфолио); предоставление возможности оценить работу ученика «третьим лицам», другим ученикам, преподавателям; отказ от оценивания работы как в устной, так и в письменной форме, ни сразу после проверки, ни впоследствии.

Педагог и его стремления

Кто только не готов рассказать учителю, как ему стать лучше! Но есть ведь еще и внутреннее представление о том, в какую сторону двигаться, какие качества и умения развивать в себе.
Из предложенного списка выберите 5 факторов, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени влияют на ваш профессиональный рост: атмосфера в классе; высокий профессиональный уровень коллег; атмосфера в школе, высокая степень самостоятельности школьного коллектива; реакция родителей учеников; внешние требования к профессионализму; реакция учеников; влияние педагогической команды, которая сложилась в школе; поддержка администрации; возможность знакомиться с опытом других школ, ездить на стажировки; курсы повышения квалификации; цифровые технологии; совесть; общение с исследователями в области преподаваемой науки...
Одна из довольно успешных образовательных систем, новозеландская, стала успешной благодаря тому, что в первую очередь там решили научить преподавателей грамотно выстраивать отношения с учениками. Традиционная система (четкие инструкции, строгий контроль, регулярные указания на ошибки как поведенческие, так и учебные) постепенно начала меняться. Педагоги научились обращать внимание на успехи детей, давать им возможность самостоятельно планировать собственную деятельность и даже общее занятие, соединять урочную и внеурочную жизнь. Труднее всего преподавателям было научиться слушать и менять интонацию в течение урока (шутить, к примеру, искренне недоумевать, удивляться…).
Подводя итог, можно сказать, что хороший учитель постоянно учится – ради учеников и с помощью коллег. Но хорошему учителю обязательно нужна хорошая школа. И сразу не скажешь, какая достойна подобного звания…

Рейтинг@Mail.ru