Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Еще пять лет назад большинство педагогических работников сходились во мнении, что российское образование переживает период «хаотизации». Сегодня они оценивают сложившуюся ситуацию как кризисную. Именно такая динамика проявляется при сравнении результатов исследования, проведенного учеными Института социологии РАН и Краснодарского отделения РАО с близким по проблематике исследованием пятилетней давности. Данные того и другого  представлены в статье Т.Хагурова и А.Остапенко «Реформа глазами учителя» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 1 за 2014 год). Примечательно: чем выше уровень образования респондентов, тем скептичнее взгляд на существующее положение дел. Так, среди специалистов со средним специальным образованием доля тех, кто считает ситуацию в образовании кризисной, составляет 47,7%, среди педагогов с высшим образованием – 53,9%, среди экспертов с докторской степенью – 59,1%.

Чувствуете ли вы себя безопасно и комфортно в школе? Такой вопрос был задан 13–16-летним подросткам в ходе исследования, которое провели сотрудники лаборатории «Психологическая безопасность в образовании» Московского городского психолого-педагогического университета. Положительно на этот вопрос ответили лишь 18% респондентов. Как отмечают В.Ковров и Н.Оганесян в статье «Роль телефона доверия в деле защиты детей» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 1 за 2014 год), данные исследования свидетельствуют, что во многих школах уровень безопасности образовательной среды далек от желаемого.
Согласно полученным данным 34% процента подростков сталкивались с открытой словесной агрессией со стороны сверстников, 17% – с физической агрессией, 11% – с различными видами издевательств и запугиваний, 10% – с бойкотом.
 Авторы также акцентируют внимание на постоянном росте числа обращений подростков в службы Детских телефонов доверия. Анализ обращений показывает, что наряду с проблемами психологического и физического насилия перед многими подростками сегодня остро встают экзистенциальные проблемы, связанные с такими понятиями, как смерть, свобода, одиночество, выбор, ответственность, бессмысленность…

Статья Т.Силантьевой «Роль социальной среды для учащихся с ограниченными возможностями здоровья» («СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ», № 4 за 2013 год) посвящена современным подходам к инклюзивному образованию. Автор подчеркивает, что инклюзивное образование направлено на то, чтобы помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья совершить переход из ситуации постоянного пребывания в узком семейном окружении к активной включенности в более широкое социальное пространство. Для этого необходимо расширить для ребят с ОВЗ возможности выбора образа жизни, а также помочь им научиться контролировать собственную жизнь.
Каким образом может происходить расширение жизненного пространства ребенка? Для описания этого процесса ученые ввели понятие «реперная точка» развития – некий момент перехода, по­сле которого поведение ребенка сущест­венным образом меняется в сторону большей организованности и социальной включенности (и не происходит возврата к старым шабло­нам поведения).
Признаком прохождения реперной точки могут быть даже такие, казалось бы, несущественные поведенческие проявления, как улыбка при встрече. А вот, например, для Сары изменения начались в тот момент, когда бабушка заметила, что девочка любит смотреть баскетбол по телевизору, и пригласила ее на бас­кетбольный матч в колледже. Это стало переходным поведенческим моментом: Сара перестала бояться большо­го скопления людей. 
Однако прохождение «реперной точки» является только началом изменения поведе­ния в целом. Необходимо участие мно­гих людей, чтобы сначала спрогнозировать, а затем помочь осуществить и закрепить подвижки на поведенческом уровне. Поэтому в некоторых западных школах создаются так называемые команды «поведенческой поддержки», помогающие ребятам с проблемами ДЦП, аутизма или сенсорными нарушениями наладить контакты со сверстниками, учителями и другими людьми.
В статье описываются методы работы подобных команд, в частности: моделирование поведения с помощью просмотра соци­альных обучающих видеосюжетов, онлайн-встречи с обсуждением важ­ных жизненных тем, театральная педагогика.

Рейтинг@Mail.ru