Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2014
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Коротеева Мария

Технологии образования – новые, инфраструктура школы – старая…

На заседании правительства обсудили модернизацию региональных образовательных систем

Несмотря на то что этап финансирования проекта по МРСО из средств федерального бюджета завершен, сам проект продолжится до 2020 года.


Из доклада министра Дмитрия Ливанова:

– Общий объем финансирования проекта из федерального бюджета за три года составил 120 млрд рублей. Но инвестиции в образование не одномоментно приводят к повышению его качества, и полная оценка образовательных и социальных эффектов проекта модернизации общего образования, который осуществлялся в 2011, 2012 и 2013 годах, еще впереди.

Но уже сегодня позитивные результаты проекта очевидны: произошло повышение качества обучения, качества условий образования, качества труда педагогов и качества учебных результатов школьников. Еще один немаловажный фактор, ставший результатом проекта, – это активизация не только учебной, но и внеучебной работы школьников, коллективных, творческих и социально ориентированных дел, что в свою очередь повлекло за собой постановку и решение новой задачи – расширение воспитательной компоненты в работе наших школ.

Позитивные изменения условий образования для наших детей, удовлетворенность этими изменениями в обществе подтверждаются результатами опросов общественного мнения. По социологическим исследованиям, свыше 75% обучающихся и более 65% учителей высоко оценивают происходящие изменения, поддерживают их. Согласно опросу ВЦИОМа, проведенному в декабре 2013 года, наши граждане (56%) довольны обеспеченностью школ современным оборудованием, предметными кабинетами, компьютерами, возможностью быть в курсе жизни школы посредством мобильной связи и интернета.

Но есть и проблемы, связанные с все еще недостаточным соответствием школьной инфраструктуры введению новых стандартов в основной и старшей школе. В частности, растет потребность в дополнительных местах в школах, к 2020 году численность школьников возрастет еще примерно на 2,5 млн человек, при том что уже сейчас 10 686 школ (а это почти четверть) вынуждены вести обучение в две, а иногда и в три смены. В таких условиях сегодня обучаются свыше 1,8 млн детей, а обучение в две, тем более в три смены несовместимо с применением стандартов общего образования нового поколения.

Кроме того, в регионах сохраняются здания школ, спроектированные и построенные еще в середине прошлого века, иногда и существенно раньше. На 1 января этого года 633 школьных здания находятся в аварийном состоянии и еще свыше 8 тыс. зданий требуют капитального ремонта; 5,4 тыс. зданий сельских школ все еще пока не соответствуют современным санитарным требованиям.

В связи с этим на следующих этапах реализации проекта мы будем уделять особое внимание решению следующих задач: первая – модернизация инфраструктур общего образования, включая строительство и реконструкцию зданий школ в соответствии с требованиями к современным условиям обучения. Нам необходимо обеспечить функциональную гибкость помещений, позволяющую их использовать для разных видов деятельности и возрастов. Предстоит гарантировать не только удовлетворительный средний уровень инфраструктуры школ, но и достижение необходимого для новых стандартов уровня инфраструктуры в каждой школе.

Кроме того, принципиально важно обеспечить неформальное и глубокое внедрение новых стандартов образования и нового стандарта профессиональной деятельности педагогов. Необходимо сформировать национальную систему оценки качества образования, сочетающую объективную внешнюю оценку с рефлексивными механизмами изменения в самой системе образования.

Наконец, необходимо обеспечить постоянное подтягивание инфраструктуры школ к новым технологиям образования.

Рейтинг@Mail.ru