Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Витковский Анатолий

Учительский голос: расширяем педагогический репертуар

Точно выбранная интонация – прекрасный мотивирующий фактор в обучении

Один из лучших музыкальных инструментов, как известно, – человеческий голос. Это и в педагогике так: верная интонация – основной способ повышения качества взаимопонимания ребенка и учителя, главный канал воздействия на ребенка. А значит, вольно или невольно, но каждый учитель стремится управлять собственным голосом. Об этом мы разговариваем с коучем, педагогом и методистом Центра технологической модернизации образования «ТЕМОцентр» Дарьей РОСТОВЫХ.

Вызываем интерес

Я хотела бы начать с тона волшебника – он замечательно работает с детьми всех возрастов. Этим тоном мы можем начать любую новую тему, можем пригласить ребят к исследованию, экспериментированию. Особенно уместен этот тон в ситуациях, когда нам необходимо раскрепостить мышление учеников, вывести ребят за рамки стереотипов и ограничений, когда хочется создать на уроке атмосферу творческого поиска, вдохновения.
Какой же он – голос волшебника? Мягкий, искристый, заговорщицкий (в интонации ощущается присутствие тайны). Этот тон интригует, вызывает любопытство, как бы возвращает в состояние игры… но и расслабляет, снимает психологические защиты, ребята оказываются готовы исследовать, узнавать, придумывать, словно у них есть безграничные возможности. Возникает замечательный эффект: у детей расширяется видение области поиска ответов и решений. Эту перемену можно заметить по тому, что ребята сначала притихают, а потом глаза загораются, появляется легкая веселость, оживление. Чтобы передать эту интонацию, напомню всем знакомый фильм «Приключения Маши и Вити». Там главные герои встречаются с Дедом Морозом и просят дедушку отправить их в сказку. Сам момент «отправки» начинается с того, что Маша и Витя, взявшись за руки, направляются к большой новогодней елке. Вот ребята подходят к елке все ближе, ближе, вот их плечи уже касаются зеленых веточек… Раз-з! – и все меняется, мы вместе с главными героями оказываемся в другом мире, в чудесном, сказочном лесу.
Чтобы было проще начать говорить голосом волшебника, стоит немного потренироваться. Каким образом? У каждого педагога может быть индивидуальная подготовка к использованию этого тона. Здесь желательно учитывать, какая система восприятия у педагога ведущая. Например, кинестетику в процессе тренировки важно прочувствовать ощущения, которые у него возникают, когда он говорит голосом волшебника. Визуал может представить образ конкретного персонажа сказки, аудиал – послушать любимые голоса волшебников. Можно использовать технику цветов: визуально ассоциировать голос волшебника с определенным цветом, например с желтым треугольником, или даже подготовить специальный предмет определенного цвета, который будет на виду во время урока и на который можно будет обратить внимание в определенный момент.
Если тренировка происходит перед началом изучения новой темы, хорошо бы подобрать метафору, отражающую суть предмета предстоящего разговора. Метафоры позволяют сделать введение в тему более многозначным, интригующим (а значит, волшебным) и создать сильный вдохновляющий образ, за которым возникает желание пойти.
Перед началом исследовательской работы можно почитать материалы (научно-популярные статьи), где дается взгляд на предмет исследования с удивительной, таинственной, чреватой открытиями стороны. Это поможет самому педагогу проникнуться ощущением тайны, поверить в то, что область, куда он приглашает детей, удивительна, что там есть что-то необыкновенное. И тогда возрастет вероятность того, что ощущение причастности к тайне передастся ученикам.
Что еще может помочь учителю хотя бы на время перевоплотиться в волшебника? Особые слова и выражения: «как бы», «если бы», «представьте себе», «как будто»…
– Представь, как если бы у тебя в руках была волшебная пыль, как в фильме «Питер Пен»? И вот ты на нее дуешь, и все становится возможным. Что бы тогда произошло, как бы мы приблизились к цели?
Или более рациональные зачины:
– Представьте, как если бы ты был Эйнштейном, как бы стал решать эту задачу… Представьте, как будто вы уже работаете, вас уважают за смекалку и платят большую зарплату за выполненную работу, как бы вы тогда решили поставленный вопрос?
Ситуации можно придумывать самые разные, все зависит от фантазии самого учителя и решаемой задачи.

Развиваем диалог

К тону друга прибегаем, когда интерес уже есть, но ученикам пока не совсем ясно, что нужно делать. Этот тон поможет поддержать исследовательский интерес ребенка. Кроме того, тон друга можно использовать, когда ребенок стесняется высказать свою версию, в ситуации налаживания коммуникации, организации дискуссии, общения. Или когда вы хотите прояснить мотивы ученика, задающего на первый взгляд неуместный вопрос либо постоянно что-то переспрашивающего. А еще этот тон наиболее подходит для прояснения сложностей при выполнении задания, когда учитель выступает как помощник и консультант.
В сравнении с голосом волшебника тон друга более настроен на действие, скорее горловой, чем вибрирующий в груди, динамичный, но в то же время спокойный, доверительный, негромкий, заинтересованный. Это приглашение к общению на равных, а не обращение с высоты учительского авторитета.
Чтобы точно воспроизвести дружескую интонацию, нам необходимо ощутить себя равным, например, представить, словно вы сидите рядом бок о бок, разговариваете. При этом желательно использовать так называемые слова-смягчители: «мне просто любопытно», «расскажи чуть подробнее, как это…», «очень интересно было бы узнать твое мнение». Эти выражения вызывают доверие и помогают людям раскрыться.

Призываем к действию

Тон воина – директивный, короткий, четкий. Он мотивирует, двигает, помогает выйти на способы решения, переводя от мечтаний и рассуждений к действиям. Тон воина хорошо работает в ситуациях, когда важен конкретный результат и когда результат имеет ценность для ученика лично. Например, когда ученик берет на себя какие-то обязательства и нам важно стимулировать его к выполнению этих обязательств:
– Что ты можешь сделать для того, чтобы результат был достигнут сейчас?
Тон воина можно использовать как мостик между настройкой в начале урока и переходом к разговору о результате, к которому мы хотим прийти в конце. А также когда встает задача развития регулятивных компетенций, способности к самоконтролю. Этот тон очень эффективен в общении с ребятами, которым не хватает собранности, которые склонны «витать в облаках» – хватаются сразу за многое, но часто не могут довести дело до конца.
Тону воина присущи побудительные интонации, умеренная экспрессия, подталкивающая к действию:
– Почему этот результат ценен для тебя? Какие действия ты готов совершить, чтобы реализовать эту ценность? Что ты готов себе пообещать, чтобы достичь желаемого?
По сути, в тоне воина содержится рациональная, регулятивная компонента цели – шаги к ее осуществлению.
Общение посредством голоса воина учитель может тренировать на коротких мотивационных фразах, обращенных к самому себе: «Сегодня день, чтобы начать делать то-то», «Эти задачи я буду решать сейчас», «Я буду радоваться успехам любого масштаба», «Для достижения цели я беру на себя обязательство сделать сегодня то-то». Подчеркнем, что каждый педагог способен найти средства, позволяющие усилить воздействие того или иного тона. Эти метафоры тем и хороши, что стимулируют творческое мышление, если попытаться развернуть их с помощью ассоциаций и аналогий из собственного опыта.
Что, например, ассоциируется у нас с выражением «голос воина»? Сломанные копья, взмахи мечей? Нет, не то. Это уже сражение, какие разговоры. Призыв к мужеству и воле? Безусловно. Обращаясь к солдатам, полководец обращается к их мужеству. Надо, чтобы было за что драться и на кого опереться в бою. И если у класса есть свои ясно осознаваемые ценности, выраженные в соответствующей символике, голос воина будет звучать с особой убедительностью. Но это, отметим, уже разговор об усилении воздействия конкретного тона.

Выражаем признание и благодарность

Тон монарха! Он служит для выражения благодарности и признания ценности личностного проявления ребенка – поступка, усилий. Когда вы осознаете, что перед вами за партой, возможно, будущий талантливый дизайнер, или архитектор, или гениальный бизнесмен, тон монарха уместен.
Или при прощании с аудиторией: мы благодарим ребят за участие в общей работе. Или в начале урока: признаем ценность встречи с ребятами, ценность их присутствия на занятии.
Этот тон хорошо работает со всеми детьми, но особенно нужен тем, кто не демонстрирует никаких достижений. Мы говорим глубоко, словно чуть сверху, покровительственно и заботливо. Это голос доброго короля, не оценивающий, а подчеркивающий малое, но все же сделанное учеником. Тон гарантирует позитивную обратную связь, поскольку в голосе монарха есть вера в человека и глубокая отеческая забота. А признание позволяет расцвести многим детским талантам. Это важно – научить детей наслаждаться результатами труда, не обесценивать их, получать награду за свои достижения.
С технической точки зрения особенность тона монарха состоит в том, что при его использовании очень важна развернутость высказывания. Обращение к ребенку должно затрагивать несколько уровней: действия (что сделал ребенок), способностей (какие способности проявил), ценности (веры в потенциал ребенка), идентификации (подчеркивание его индивидуальных особенностей, которые значимы для педагога). На уровне идентификации мы сообщаем ребенку, каким и кем он становится, когда совершает те или иные действия, достигает той или иной цели. Кем – не в смысле пути к конкретной профессии, а в смысле приращения личностных качеств, например, становишься целеустремленным… становишься настоящим лидером.
В заключение подчеркну, что обогатить свою речь интонационно под силу каждому учителю. Просто чуть-чуть потренироваться, и все. Но главное – мы должны безусловно верить в то, что произносим, когда стоим перед детьми.

Рейтинг@Mail.ru