Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Л.М.Евдокимова 
Большие заботы маленького школьника
Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2012

Это своего рода путеводитель по миру начальных классов: от медицинских рекомендаций до психологических. Автор приоткрывает родителям дверь в то пространство, которое скрыто от их глаз дверью школы. Какие эмоции, страхи и проблемы может испытывать маленький ученик? Как они зависят от его личностных качеств? И самое главное – чем можно помочь ребенку, определив проблемные места его новой школьной жизни?
Первая и самая объемная глава посвящена успеваемости. Она дает ответы на самые трудные родительские вопросы. Что делать, если ребенок считает, что все в порядке, а учительница все время жалуется? Как создать ситуацию успеха? Как могут повлиять на школьные успехи некоторые особенности ребенка: леворукость, неординарные способности, застенчивость? Что делать, если за ребенком закрепилась репутация середнячка?
Отдельный разговор ведется о том, как проблемы успеваемости провоцируют детскую ложь – из страха, самоутверждения или от искреннего неумения отличить вымысел от реальности. Для каждого случая предлагается своя педагогическая стратегия.
Академические успехи – это важно, но помимо учебы ребенок сталкивается в школе с целым миром других людей, учится взаимодействовать со взрослыми и детьми разных возрастов, да еще и на разных уровнях: личном и деловом, субординационном и эмоциональном. Комфортность пребывания в классе сильно зависит от того, какие отношения ребенок выстроил в классе и на продленке, что происходит при взаимодействии с учителем и как реагирует семья на школьные успехи и неудачи. Наверняка многим родителям будет небезынтересно заглянуть в раздел «Как справиться с баталиями по поводу учебы». Завершается книжка рекомендациями относительно того, как взрослые могут подготовиться сами и подготовить ребенка к наступающему переходному возрасту.

С.В.Фролова
Психология преодоления ситуации насилия в семье 
СПб.: Речь, 2012

Насилие одного члена семьи над другими может иметь разные формы. Очень часто взрослые считают психологические формы более безобидными по сравнению с непосредственно физическими. Однако автор напоминает, что ребенок подвергается насилию всякий раз, когда «жертвует своими насущными потребностями, чувствами, мировоззрением, наконец, в угоду ожиданиям, страхам или воспитательным принципам родителя, всякий раз, когда ставится под сомнение его самоценность, а любовь приходится "зарабатывать"».
И конца этой дурной ситуации пока не видно. Свою роль при этом играют стереотипы общественного сознания. В нем в общем-то «отсутствует определенное понимание нормы и различия насильственного и ненасильственного поведения. Физические, телесные наказания порой воспринимаются как один из методов воспитания, а агрессивное поведение ребенка или подростка – как подтверждение лидерских качеств личности».
Автор поясняет, какие симптомы указывают на то, что человек пережил насилие, испытал психологическую травму; что влечет за собой посттравматическое стрессовое расстройство. Но главное внимание уделено выходу из этого состяния, преодолению последствий.
Характер поддержки будет зависеть от многих факторов, но в первую очередь от типа реакции человека. Сам процесс психологической помощи проходит в четыре этапа, они описаны в соответствующей главе. Не менее подробно изложена методика работы групп поддержки, ее иллюстрируют короткие истории из практики. Неожиданным и интересным завершением разговора становится глава, повествующая о поведенческих стереотипах на примере... мифологических героев античного мира.

Рейтинг@Mail.ru