Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2013
Третья тетрадь
Детный мир

Казанцев Владимир

«Я отдала его на рок-н-ролл, а он…»

Что получается, когда дети становятся заложниками педагогического энтузиазма родителей

Современные родители – носители проектного мышления. «Просто так» они в свою жизнь не допускают, а ставят цель, фиксируют в голове ожидаемый результат и планомерно идут к нему, не отвлекаясь на мелочи. Если по прошествии некоторого времени результат все еще не просматривается, значит, замысел не удался, проект закрывается.
Тому свидетельство – традиционный ноябрьско-декабрьский отток детей из кружков и секций центров дополнительного образования. Волна родительского энтузиазма отступает, и примерно половину детей снимают с занятий. Решение, как ни печально, принимает родитель, а не ребенок.
– Я отдала его на рок-н-ролл, чтобы он стал спортивнее, а он как был рохлей, так и остался, – объясняет мать педагогу.
И тому подобное: девочка-подросток должна была стать аккуратнее, посещая кружок кройки и шитья, а она какие-то лохмотья полюбила. От детсадовца ждали, что после уроков графики он разомнет руку и начнет прописи писать, а он стал задумчивым, тихим.
«Мы не того хотели! Наша цель не достигнута! Толку от занятий нет!»
Тут я скажу банальность: мы неправильно понимаем слово «проект». В отличие от плана проект допускает и даже предполагает появление новых целей по дороге к изначальной; изгибы и повороты в связи с особенностями пути вплоть до замены исходной цели на новую.
Истинно проектное мышление у того родителя, который присматривается к ситуации ребенка; допускает, что ребенок, встав на дорогу, выбранную нами, может найти на ней свою уникальную цель.
Знаете ли вы, например, что в музыкальной школе между занятиями поются самые модные песни, которые дома не услышишь? Что девочки, занимающиеся ИЗО, стали дружны, потому что вместе подкармливают подвальных котят; что мальчику нравится секция «Меткий стрелок» в Доме пионеров только потому, что там нет «этих девчонок».
Когда трехлетка радостно выбегает с занятия и сообщает: «А я сегодня две двери открыла!», понимает ли мама, что возможность самостоятельно подняться по огромным каменным ступенькам, первой добежать до кабинета и распахнуть тяжелую дверь перед другими ребятишками и педагогом и есть для нее главная радость посещения занятий. Не аппликации и тесты. И потом, готова ли мама отметить именно это продвижение в развитии – девочке нравится помогать!
На самом деле ни один родитель не должен без запинки отвечать, зачем ребенок ходит туда или сюда. Более того, чем нерушимее он формулирует цель в своем внутреннем проекте, тем хуже ребенку. Ведь поняв, что сын за полгода так и не научился стрелять, отец забирает его из «мужского клуба». Рвет паутинку, сотканную самим ребенком в новой среде…

Рейтинг@Mail.ru