Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2013
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Кириллова Светлана

Образовательная республика

В маленькой Чувашии создана одна из лучших в стране систем профессиональной поддержки учителей

…На новой набережной в Чебоксарах стоит каменная стела. На ней – таинственные геометрические узоры. Восьмиконечная звезда, ромб, спираль, дерево… «Равенство», «знание», «древо рода», «забота о детях», «дружба, общее дело» – гласят подписи под ними.
Это попытка расшифровать древний язык, которым говорят национальные чувашские вышивки. Когда-то Чувашия была знаменита своими вышивками. Их и теперь увозят отсюда туристы. Теперь у республики обнаружилось и другое достояние.
Опубликованный недавно топ «500 лучших школ России» (независимый рейтинг, составленный Московским центром непрерывного математического образования по результатам всероссийских олимпиад и баллам ЕГЭ) существенно изменил представление россиян о том, какие школы в стране – лучшие.
Из 700 петербургских ОУ в «топ-500» попали 18 школ, в богатом нефтяном Татарстане – 19, а в сельской Чувашии (школ там в полтора раза меньше, чем в Петербурге) – 12.
Этот успех – не ошибка компьютера. Эксперты подтверждают: баллы ЕГЭ в республике стабильно выше, чем в среднем по России, дети побеждают во всероссийских олимпиадах, чувашские студенты успешно справляются с программами ведущих российских вузов.
…Чувашия – дотационная республика. Здесь нет своей нефти. Здесь нет богатых меценатов. Основное занятие населения – сельское хозяйство. Единственный крупный город – Чебоксары.
Все здесь приходится делать своими силами. И руководителям республики пришлось искать свой подход к образованию.
Сегодня в Чувашии перестали употреблять понятие «проблема отдельной отрасли» или «ограниченная ведомственная ответственность». Даже если федеральные законы делят ответственность и финансирование по отраслям, в республике предпочитают исходить из понятия «социального блока», в котором все взаимо­связано. Дети не учатся лучше оттого, что управленцы бесконечно латают бюджетные дыры в отрасли «образование».
– Мы считаем, что все, что происходит в социальной сфере, – взаимодополняемо, – говорит заместитель главы администрации города Чебоксары по социальным вопросам Алла Салаева. – У нас в городе все программы – совместные. Например, у нас нет отдельной программы энергобезопасности, есть программа «Энергобезопасный город», в которую входит множество объектов – от магазинов до школ и детсадов. Результат реализации программы должен отражаться не на отрасли, а на горожанах и на городе. Для нас это норма! И поэтому, когда мы говорим о школе, наша цель – не работать на отдельную отрасль, а сформировать умного, интеллигентного, с богатым внутренним миром маленького горожанина.

***
В Центре мониторинга и развития образования города Чебоксары убеждены, что успех в «топ-500» связан в том числе и с новыми возможностями, которые получили учителя Чебоксар и все чувашские педагоги. В том числе – быть в курсе федеральных инноваций, обмениваться опытом с Москвой и учиться у столичных специалистов.
– Если несколько лет двигаться в правильном направлении – это даст результат, – считает руководитель центра Жанна Мурзина. – Я думаю, что так сработала политика администрации города Чебоксары и Минобразования Чувашии по взаимодействию с инновационными федеральными институтами и особенно по развитию инновационных проектов повышения квалификации и переподготовки управленцев и учителей. Это обучение позволяет руководителям, финансистам школ и нашим учителям – как городским, так и сельским – быть в тренде: знакомиться с инновациями, знать и чувствовать все тенденции, которые появляются в столице. У нас партнерские отношения с ФИРО, который ежегодно проводит обучение педагогов, финансистов и управленцев образования. Чебоксарские учреждения – в числе 12 федеральных победителей инновационной концепции «Школа Сколково». Мы активно работаем с Институтом развития образования НИУ-ВШЭ, который регулярно 2–3 раза в год приезжает к нам с обучающими семинарами. В прошлом году наши школы вошли в проект ВШЭ по формированию и оценке региональных систем образования. ВШЭ бесплатно провела для нас обучение управленцев, педагогов, с выдачей документов государственного образца. И вот результат: 12 школ республики, в том числе 11 в Чебоксарах, независимые эксперты включили в число лучших в России.

***
Настоящему учителю нравится учиться. И в Чувашии хотят, чтобы он учился с интересом. А на повышение квалификации отправлялся, как на праздник.
– Мне кажется, мы нашли для этих стен жизнеутверждающий цвет, – говорит Елизавета Казакова, ректор Чувашского республиканского института образования минобразования Чувашии. – Здесь будут стоять кресла, здесь учителя смогут выпить кофе, ксерокопировать документы или поработать на компьютере. Им не надо будет стоять в очереди.
…В здании института (бывшего ИПК) с нуля создают большую учительскую рекреацию. Так руководство решило проблему очередей при подаче документов на аттестацию. «Нельзя же заставлять их стоять в очереди к секретарю, – говорят здесь. – Люди приехали из села, устали».
В Чебоксарах 64 крупных ОУ, в них учатся почти треть всех детей в Чувашской Республике. Но Чувашия – это еще и село. Более того, это по преимуществу село. Одна из двенадцати школ, вошедших в «топ-500» – сельская. Победы на олимпиадах и высокие баллы ЕГЭ – это вклад одновременно и городских, и сельских детей. А значит – это вклад их учителей.
И учителей в Чувашии любят.
Любить учителей можно по-разному. Можно повышать учителям зарплаты. Можно дать учителям как можно больше возможностей и много информации.
В дотационной республике склоняются к последнему варианту.
Еще несколько лет назад все чувашские учителя, приезжая в институт для прохождения аттестации, сдавали экзамены по IT-технологиям. Экзамен проходил напряженно: многие учителя боялись компьютера.
– Я справилась с экзаменом по компьютерным технологиям, но учитель, который работал рядом со мной, даже не знал, на какие кнопки нажимать, – рассказывала мне тогда директор МОУ «Калининская СОШ» Вурнарского района Татьяна Ефимова. – Другой педагог, как только увидел задания, только рукой махнул, сказал: «Не буду я проходить эту аттестацию, все равно год до пенсии».
Сегодня проблемы больше нет. Технически все ОУ республики готовы к общению и обучению по интернету.
Территория чувашских школ покрыта Wi-Fi, учителя приучились выставлять оценки в электронных журналах и присутствовать на вебинарах, во многих школах действуют электронные системы контроля на вход и выход, а родители получают SMS-уведомления о том, пришел ли их ребенок в школу. И компьютерные страхи понемногу забылись.
Теперь на республиканском ресурсе для учителей открыты адреса лучших педагогических практик Чувашии, дающих методику и возможность пообщаться с коллегой, и ссылки на сайты школ и электронных библиотек республики.
При этом выяснилось: современные каналы связи сами по себе не делают образование современным. Как только педагоги освоили интернет, стало понятно, что местных интернет-ресурсов для их профессиональной деятельности недостаточно.
– Учителям для повышения квалификации необходим максимально разно­образный состав преподавателей, – считает Елизавета Казакова. – Современному педагогу требуются различные мнения, разные точки зрения и разные преподаватели, в том числе для одного и того же контингента учителей. С прошлого года мы заложили средства в особый почасовой фонд и теперь можем приглашать для проведения занятий с нашими учителями любого высококвалифицированного специалиста из Москвы или другого города, если у педагогов будет запрос на его лекции. Занятия с лучшими специалистами в своем деле для наших учителей – в том числе сельских – будут бесплатными. Сейчас мы можем пригласить физиков из МГУ и отвезти учителей физики в МГУ, пригласить специалистов из ВШЭ.
…Когда Чувашия вошла (одной из первых в стране) в эксперимент по ЕГЭ, экспериментировали здесь много и увлеченно. Сравнивали решаемость заданий ЕГЭ учителями и учениками, вывешивали сравнения в интернете. И конечно, предлагали всем учителям в ходе аттестации для подтверждения категории сдать ЕГЭ по собственному предмету. Оценка на аттестации начислялась тогда в баллах: на ЕГЭ по своему предмету учитель мог получить максимально 100 баллов, на втором этапе (проверка IT-компетентности) – 50 баллов, на третьем этапе (защита работы) – 70 баллов. Итого – максимум 220 баллов. На высшую категорию надо набрать не менее 180.
Вскоре после этого обнаружилось, что некоторые учителя просто побоялись выходить на аттестацию.
– Известны случаи, когда люди сначала подавали заявления, а потом, узнав, какова будет новая система аттестации, отказывались, – говорила мне в те годы Людмила Турковская, председатель президиума Ассоциации учителей Чувашии, преподаватель физики лицея № 18 города Новочебоксарска. – В моем лицее лучшие учителя, которые имели высшую категорию, категорически отказались участвовать в новой системе аттестации. Они даже не подавали документы!
Можно было сколько угодно говорить о том, что педагоги капризничают.
Но в Чувашии учителям пошли навстречу.
– Наши учителя больше не сдают ЕГЭ по своему предмету. Уже второй год, как мы отказались от этой практики, – говорит Елизавета Казакова. – Экзамен, отдельно взятый от учебного процесса, от учеников, от методики, от дидактики, ничего не дает. Не вывешиваем мы и корреляцию результатов ЕГЭ учителей и учеников. Ведь очевидно: то, что западает у учителя, западает и у ученика. Но все это уже пройденный этап. Работающий учитель эти баллы наберет, он знает свой предмет.
А для сдачи экзамена по предмету в форме ЕГЭ учителей нужно оторвать от уроков, привезти сюда. Зачем дети должны страдать? Кто будет заменять учителей?
Всю деятельность педагога нужно смотреть на рабочем месте, а не в отрыве от нее. Теперь для удобства учителей мы пошли на такую процедуру: вместо одного из двух открытых учебных или внеучебных занятий, которые он должен провести в ходе процедуры аттестации, он может провести мастер-класс для педагогов своего предмета. Это делается по его желанию, когда учитель приезжает на повышение квалификации. Для многих это оказалось сложнее, чем ЕГЭ. Ведь мастер-класс нужно показать асам своего предмета!

***
Учителей в Чувашии любят. В этом, наверное, и заключается причина успеха чувашских выпускников при поступлении в столичные вузы. В республике не нуждаются в том, чтобы повышать баллы ЕГЭ, решая за школьников задания единого госэкзамена. И «топ-500» тому подтверждение. Но в этом успехе звенит печальная нота: из маленькой сельской Республики Чувашии началась утечка умов.
Ежегодно чувашские школьники сдают ЕГЭ, поступают в ведущие российские вузы – и не возвращаются. Ежедневно образованные жители республики разъезжаются по разным направлениям в другие города и тоже могут не вернуться.
…Маршрутка из Чебоксар до столицы Татарстана Казани идет два с половиной часа и проходит через три республики. Каждое утро через три республики едут пассажиры, потому что дома для них нет высокооплачиваемой работы.
Средняя зарплата по Республике Чувашии – 18 802 руб. Среднемесячная зарплата чувашских учителей – 19 007 руб. Педагоги получают больше других, и это справедливо: ведь они выпускают продукт на экспорт.

PS/
Рассказ о том, как в Чувашии придумали бороться с «утечкой умов», читайте в следующих номерах.

Рейтинг@Mail.ru