Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2013
Третья тетрадь
Детный мир

Казанцев Владимир

Повторение прожитого

Мы думаем, что управляем временем ребенка, но на самом деле – распоряжаемся его судьбой

Уже сто раз сказали, написали: это вредно – не считаться с ребенком; полная дикость – упираться рогом в «я знаю, как для тебя лучше».
Все согласны, а толку?
В одном детском саду этой осенью грянул показательный конфликт. Если рассматривать его с конца, то это будет увольнение воспитателя за грубость, которую она допустила в отношении ребенка.
Ну правильно вроде: допустила – получи. Но тут пошли детали: группа-то подготовительная, как так – три года не допускала, и вдруг. Причем дети с первого дня в сад ходят охотно, никаких жалоб, родители воспитателями довольны. Значит, этой осенью произошло нечто из ряда вон. Что?
В сентябре в группу пришли четверо новеньких. Мальчики и девочки, которым уже исполнилось 7 лет и которые уже прошли подготовительную группу. Отзанимались всеми занятиями со своими воспитателями, отпраздновали выпускной, попрощались с детским садом… и снова-здорово. Так решили их родители. Зачем-то им нужна эта передержка – то ли подождать нужную учительницу в школе, то ли выбранная школа далеко, а ездить рано, то ли банальная лень, «успеется, еще годик отдохнем» – но факт: дети попали в уже прожитую ими жизнь, в уже пройденное ими время.
Товарищи по несчастью, они сплотились, стали обижать других детей, возненавидели новых воспитателей, а излюбленным местом проделок избрали спальню, тихий час. Не станем пересказывать их хитроумные сюжеты, но вся группа вздрогнула. Вконец измочаленный воспитатель поступил непедагогично.
Разумеется, родители этих новеньких-стареньких сразу пошли в бой, ведь теперь фигура виновника душевных страданий их детей материализовалась! Родителям четверки давно надоело слушать, как в саду плохо, какие воспитатели злые, а занятия неинтересные!
И вот одна мама переводит ребенка в другую группу, другая пишет жалобу на самый верх, третья собирает какие-то подписи… всё-всё вы сами знаете. Произвол – он такой: как я сказала, так и будет; именно: не так, а так.
Воспитатели пострадали – но они взрослые, разберутся. А вот ту девочку, которая уже ходит в другую группу и плачет там: «хочу обратно», очень жаль. Потому что ее новые-новейшие воспитатели, наслышанные о суматохе, ребенка просто игнорируют, боятся. Тоже не боги.
Но если мы люди, с какой стати пренебрегаем своей человечностью? Никаких усилий, чтобы вникнуть в ситуацию ребенка, поработать в ней – к сожалению, это приходится наблюдать очень часто. И крайне редко – попытку взрослого увидеть настоящую причину детского горя в себе, в своем желании безгранично управлять судьбой ребенка вплоть до поворачивания вспять времени его жизни.

Рейтинг@Mail.ru