Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

«Отмечено нулевое освоение субсидий»

Счетная палата отчиталась об аудите сферы образования

Денег в системе образования не хватает, но и те, что есть, расходуются неэффективно и не в полном объеме. Об этом свидетельствует выступление в Госдуме аудитора Счетной палаты РФ Александра Филипенко. Приводим выдержки из выступления, в котором можно выделить несколько ключевых тем.


О расходовании средств

По состоянию на 1 сентября бюджетное назначение по разделу «Образование», установленное в сумме 687,5 миллиарда рублей, исполнено более чем на 67 процентов, межбюджетные трансферты исполнены в полном объеме.
Вместе с тем из почти 200 направлений расходования средств исполнение по 31 направлению было нулевым.
Низок уровень освоения ряда субсидий в субъектах Российской Федерации. Так, на модернизацию региональных систем дошкольного образования направлено 50 миллиардов рублей, по состоянию на 20 сентября регионами освоено около 5,7 миллиарда рублей, то есть порядка 11 процентов. В 37 регионах отмечено нулевое освоение субсидий.
Достижение установленных майскими указами Президента Российской Федерации показателей по уровню оплаты труда педагогов в первом полугодии действительно во многом стало возможным благодаря огромной работе, и ситуация существенно меняется.
Однако в системе дошкольного образования выполнение этих показателей обеспечено только в четырех регионах. В системе дополнительного образования – в двадцати шести регионах. Лучше обстоят дела в системе общего образования – показатели достигнуты в шестидесяти восьми регионах.
Особого внимания требует правоприменительная реализация государственной программы «Развитие образования». Все нормы вроде подготовили и теперь вошли в самый сложный этап: с 1 сентября часть регионов, а с 1 января, по сути, уже все регионы должны скорректировать свои нормативно-правовые базы. Треть из них пока эти документы не подготовили. Целевые показатели в ряде регионов отсутствуют, что несет существенные риски с точки зрения реализации госпрограммы, поскольку значимая ее часть – порядка 83 процентов – отдана в регионы.

О нарушениях в сфере высшего образования

Судя по результатам, полученным в ходе проводимой министерством работы по оценке эффективности деятельности государственных вузов, несмотря на оптимизацию сети подготовки специалистов, учреждения профобразования пока не отвечают потребностям рынка труда. Во многих вузах осуществляется обучение по непрофильным специальностям, велика сеть филиалов вузов, которая, по нашему мнению, разрослась в основном в целях получения дополнительных доходов. Это приводит к снижению качества образовательных услуг и, безусловно, обостряет и так нелегкий вопрос трудоустройства выпускников вузов.
Не хочу особо обременять вас цифрами, только два примера приведу. После создания Волгоградского филиала Московского экономического института путем передачи вузу волгоградского колледжа были установлены многочисленные факты нарушений в образовательной, финансовой, хозяйственной деятельности. Среди них – и неправомерное зачисление на бюджетные места, и невнесение платы студентами, которые обучаются на платной основе, и сбор денежных средств с учащихся, которые, к сожалению, затем были использованы в том числе в личных целях отдельными руководителями, нарушение учета бланков... не хочу входить во все подробности. Это результат полного отсутствия контроля за деятельностью подобных учреждений.
Нередки случаи нарушений при расходовании средств на стипендиальное обеспечение и социальную поддержку студентов. Не соблюдаются нормы предоставления жилых помещений в общежитиях, предусматривающие не менее 6 квадратных метров на человека. При этом нередко места в этих же общежитиях предоставляются сторонним лицам и на длительные сроки. Судя по результатам проверки, в Государственном университете управления плата студентов за проживание в общежитии превышала установленные размеры в десять и более раз, в Балтийском государственном техническом университете – в восемь раз.

О школьных библиотеках и учебниках

Несколько слов об итогах проверки использования бюджетных средств, которые направлены на пополнение библиотечного фонда, прежде всего общеобразовательных школ. Остановлюсь подробнее, потому что тема острая. Состояние школьных библиотек, которые в настоящее время имеют особое значение в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов, прямо скажем, неудовлетворительное: фонды скудны, три четверти работников не соответствуют квалификационным требованиям, которые предъявляются к педагогам-библиотекарям. В нарушение законодательства во многих школах для приобретения учебников до сих пор привлекаются средства родителей. Отсутствие должного порядка, на наш взгляд, привело к тому, что количество учебников в федеральных перечнях по отдельным предметам достигает пятидесяти восьми единиц. Экспертиза учебных пособий, а также контроль за их изданием и качеством не предусмотрены и не осуществляются.

Рейтинг@Mail.ru