Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2013
XVII Соловейчиковские чтения
Отчет о работе

ВСТРЕЧА


Зоц Вера

«Чтобы сердце ребенка отозвалось на мое слово»

Разговор о Сухомлинском

Чтения открывались разговором о Василии Сухомлинском, 95-летие которого отмечалось в этот день. Гениальный педагог, он не сомневался в неограниченных возможностях умелого воспитания. Основу профессионализма учителя он видел в желании человека быть с детьми, испытывать удовольствие от общения с ними. А самый большой порок педагога – «думать о человеке хуже, чем он есть, уязвлять его самолюбие». Заметьте, даже не говорить, а думать! «Такое воспитание – неумелое, порождающее много бед».
Но и сегодня никуда не делась потребность ребенка в подлинных, глубоких и добрых отношениях, тогда как взрослые все больше пытаются «оптимизировать» воспитание, исходя из чисто прагматических целей. И вот идем напролом, действуем рационально – а эффекта нет. Почему?
Об этом говорила Вера ЗОЦ, ведущий научный сотрудник Института педагогики Национальной академии педагогических наук Украины. Разговор шел по скайпу, вел его Артем Соловейчик.

Вера Зоц. Ябыла на Соловейчиковских чтениях четырнадцать раз, и для меня в них самое ценное то, что это место, где собираются люди, осознающие, как сказал Сухомлинский, что учительская профессия – это человековедение, это вечное проникновение в духовный мир человека. И каждый раз на чтениях это звучит, дает импульс для дальнейшей работы. Когда мне предложили рассказать здесь о Сухомлинском, у меня возник эффект старой фотографии. Альбомы со старыми фото мы годами не видим, но когда находим минутку и открываем, приходят теплые чувства. Точно так я восприняла предложение поговорить о Василии Александровиче Сухомлинском.
В ноябре 1976-го я поехала в Павлышскую сельскую школу. В это время квартира, в которой жила семья Сухомлинских, была пуста, но все сохранялось, как было при его жизни. И архив его был доступен. Мне удалось поработать с этим архивом. Я от руки очень много переписала. В этой тетради, которую вы сейчас видите, переписаны 138 историй-притч, которые условно названы «Хрестоматия по этике». Сравнительно недавно она вышла книжкой. А тогда это такое было удивление – прикосновение к тончайшим граням человеческой жизни. Гений отличается от остальных тем, что измеряет жизнь не временем своей жизни, а вечностью. И то, что Сухомлинский обсуждал с детьми тогда, – прикосновение к вечному в ребенке. Поэтому когда перед нами встают новые задачи и новые проблемы, мы опять обращаемся к наследию больших педагогов: Корчак, Сухомлинский, Соловейчик. Например, очень важно понимать, что чем больше технологичности в школе, тем больше нужно романтики. Романтика – это витамин души, в юности в нем острая потребность. И если подросток не получает этого витамина, то душа его останется несозревшей. А страстность и высокий строй мыслей Сухомлинского чувствует каждый, кто читает его работы. Студентка в реферате написала: «Искренняя любовь к детям и романтическая устремленность отличают этого педагога».

Артем Соловейчик. Многие думают, что педагогика Василия Сухомлинского – это коммунистическое воспитание, но он жил в такие времена, такова его собственная судьба… расскажите об этом.

Вера Зоц. Думаю, эти люди совершенно иначе понимают коммунистическое воспитание, чем понимал его Сухомлинский. Вот его определение: нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности, ее всестороннее развитие и нравственное совершенство – цель коммунистического воспитания. И Симон Соловейчик, познакомившись с Василием Александровичем и его школой, писал: коммунистическое воспитание – это воспитание человечности в человеке. Оно начинается с любви к своей маме и заботе о ней. То есть это не политика. Это золотые зерна красоты, справедливости, человечности, которые нужно передать следующим поколениям. А что до судьбы – это учительская судьба. Сухомлинский начал учительствовать раньше, чем получил педагогическое образование, такая была потребность в учителях. На фронте он был ранен, вся его семья погибла, его комиссовали из-за осколка в груди, и он всю жизнь посвятил Павлышской школе.

Артем Соловейчик. Парадокс его школы: интерес к учебе есть там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Успех ребенка он поставил во главу угла школьного воспитания: «Наша задача – создавать ситуацию успешности». Это он писал в 60-х годах, и тогда это звучало совершенно невероятно. А сейчас… звучит на каждом шагу, но ведь совершенно в другом ключе. Давайте посмотрим фильм, документальные кадры, запечатлевшие разговоры Василия Александровича с детьми, чтобы в словах и в мыслях не путаться.

Фильм. На экране Учитель, дети, его голос: «У каждого ребенка своя струна и звучит на свой лад и, чтобы сердце отозвалось на мое слово, надо настроиться на него». Их голоса:

– Почему маки алые... Что кует кузнечик… Цветок и песок, чем отличаются?
– Не спешите, думайте.
– Песок желтый, а цветок белый…
– У песка нету корня, а у цветка есть корни. Неживое и живое.
– Так чем живое от неживого отличается?

…Люди смотрели на экран затаив дыхание: вот оно, маленькое открытие из ничего, из детского вопроса. Невольно подумалось: так, наверное, и педагогика без корней становится неживой, бездушной…

Записал Алексей Олейников

Рейтинг@Mail.ru