Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

И.Н.Андреева
Азбука эмоционального интеллекта
СПб.: БХВ-Петербург, 2012

«Эмоциональный интеллект» звучит довольно странно для нашего современника, который стремится быть максимально рациональным и деловитым, а эмоции расценивает как помеху на пути к успешности. Автор считает, что запрет на проявление эмоций не только обедняет жизнь, но и делает несчастным человека. Даже того, кто достиг успеха, денег, власти. Ведь неумение жить в ладу со своим эмоциональным миром приводит к агрессии, лишает возможности поддерживать нормальные отношения с близкими, разрушает дружеские связи. Поэтому необходимо соблюдать разумное соотношение между рациональным и эмоциональным. В первых главах можно познакомиться с тем, как к этому вопросу подходили в разные века представители религиозных и философских учений. И узнать разные трактовки понятия «эмоции», модели эмоционального интеллекта.
Чтобы освоить умение понимать свои эмоции и управлять ими, нужно для начала представлять себе разные типы проявления, особенности гендерного поведения (например, «у мужчин запрет выше на страх, у женщин — на гнев»). Много места уделено объяснениям, зачем и как можно развивать эмоциональный интеллект. В частности, приводятся особенности развития эмоциональной сферы детей разного возраста.
Для успешного взаимодействия пригодится и умение распознавать эмоции собеседника, изучить язык жестов, мимики, интонаций. Не менее полезным окажется способность адекватно доносить до собеседника свое эмоциональное состояние. И, поскольку далеко не все в вашем окружении склонны бережно относиться к душевному состоянию друг друга, совсем не лишними окажутся советы по эмоциональной регуляции. Они должны помочь, если вас незаслуженно раскритиковал муж или наорал начальник.

С.В.Реутский
Шпаргалки по зверобатике
СПб.: Речь, 2010

В книжке собраны игровые задания и упражнения для детей, которые можно использовать на уроках физкультуры, дома или на прогулке. Их особенность в простоте, доступности и, самое главное, в том, что они увлекательны для детей и таят в себе огромные возможности для развития. Причем не только физических способностей, но и эмоциональной и интеллектуальной сфер.
В первой же главе автор предлагает совершать привычные движения «необычным образом в необычном месте». Например, передвигаться на четвереньках: «появляется нагрузка на руки, все тело включается в работу... снимаются и физические, и психические зажимы, куда активнее включается интуиция». Нагрузка при этом увеличивается, но дети охотно продолжают игру, придумывая новые варианты и вживаясь в роли паучка, медведя, черепахи. Потому и зверобатика: акробатика на основе движений зверушек.
Взрослый может использовать многочисленные возможности для усложнения и развития игры. На первых порах пригодятся подсказки автора. Разнообразить занятия можно изменяя правила: двигаться парами или тройками, задом наперед, прыжками, боком, вращаясь, с элементом мягкого конструктора на спине... Дополнительный азарт придают препятствия и усложненные траектории движения. При этом взрослый может достигать многих педагогических задач, включая в критерии успеха скорость, точность, правдивость, память, умение спрашивать или действовать в контакте с другими. Взаимодействию, умению налаживать связь между людьми посвящена отдельная глава с коман­дными упражнениями. И конечно, перечислены правила безопасности, которые тоже работают не развитие ребенка: умение сохранять спокойствие, просить о помощи и думать о других.

Рейтинг@Mail.ru