Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Черепанова Анна

Весь город – университет

Открытое образование завоевывает все больше сторонников

Учить без стен, учить городом, парком, музеем и прочими факторами среды – новая идея образовательного истеблишмента.  Начали с Москвы. Здесь образовательных программ вне образовательных учреждений проводится очень много который год, и они только набирают популярность. И вот новые…

Проект «Университет, открытый городу»

В «РИА Новости» прошла пресс-конференция менеджеров и участников проекта НИУ ВШЭ. Публичный лекторий, который минувшим летом работал по четвергам в парке Горького – лишь первый шаг. С наступлением нового учебного года лекторий освоит новые площадки. По словам директора по корпоративным проектам НИУ ВШЭ Валерии Касамары, «в своих стенах тесно, у университета есть желание формировать эмоциональную и интеллектуальную среду, в которой было бы комфортно находиться. К тому же в университете все больше событий, ориентированных на внешнюю аудиторию».
Следующая публичная лекция пройдет в Государственном литературном музее. Директор музея Дмитрий Бак отнесся к идее без иронии: «Я не против даже публичной лекции в магазине, такое уж у нас время – кругом синтетическая деятельность, пересечение смысловых границ».
Есть надежда, что время «прикладного» так или иначе заканчивается. От бесконечных мастер-классов – как приготовить салат, сшить шапку, сделать ремонт – в глазах рябит, а вот попасть на хороший разговор интеллектуалов куда сложнее. Просветительство возвращается, и публичные городские лекции смогут снова претендовать на роль события десятилетия, как, например, лекции профессора Грановского в 1840-е годы.
Что для этого нужно? Тут важно суметь выйти из узконаучного круга. Это совсем другая схема: передавать знания не по цепочке – экономисты экономистам, филологи филологам, а вширь, экономисты – всем желающим и так далее.
Лекции предстоящего года обещают интересные темы, но ведь и харизматичный лектор, способный общаться с неподготовленной аудиторией и реагировать на разные неожиданности, очень важен. Хотя, по наблюдениям Валерии Касамары, – не обязательно:
– Парк Горького – это вам не академическая аудитория, здесь есть и самокаты, и дамы с собачками, и люди, ни разу не бывавшие в формате лекции. Но очевидно: своя рубаха ближе к телу. Темы «Массовая культура», «Психология личности» собирали много слушателей. Молодежь охотнее собирается на беседы о лидерстве, выстраивании жизненных сценариев, построении карьеры. И дело вовсе не в том, кто читает, а в том, что читают. Люди идут на тему, а не на лектора. Даже медийным персонажем, человеком из телевизора, привлечь не удается. И зачастую наиболее уточненные, изящные темы оказываются менее востребованы.

Проект «Университетские субботы»

Это тоже просветительский проект, он реализуется Департаментом образования в рамках субсидии из бюджета города Москвы. Первыми участниками проекта выступили МГУ им. Ломоносова, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина, Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина, Национальный исследовательский университет «МИЭТ». Вероятно, присоединятся и другие – проект только что запущен. Обещают даже посещение специализированных лабораторий университетов, а всего 250 умных мероприятий для учителей и учеников в период с сентября по декабрь 2013 года. Посетить лекции, экскурсии, мастер-классы этого проекта может любой желающий, предварительно зарегистрировавшись на сайте www.us.educom.ru. То есть в этом проекте все устроено так, что проблем с организацией никаких, а степень добровольности посещений для школ Москвы невысокая.
 Тогда как просветителям из «Вышки» еще предстоит решить проблему привлечения аудитории. Самый больной вопрос – информирование: известно, что люди не попадают на интересные мероприятия по незнанию, а информационное сопровождение таких проектов остается по ту сторону монитора. Нужно время и качество, чтобы наработать известность.
Итак, на наших глазах разворачиваются две просветительские стратегии: старая (добровольно-принудительная) и новая – свободный народный университет.
И кто знает, может быть, когда-нибудь наши крупные города станут похожи на интеллектуальный и общительный Нью-Йорк, где университет давно вышел на улицы города и ученые разговоры ведутся в полуформальной обстановке на каждой свободной поляне. Хорошо бы.

Рейтинг@Mail.ru