Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2013
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Овчарова Анастасия

Кто оплатит педпрактику?

Старую схему отменили, новая – неясна...

С1 сентября 2013 года вступил в силу апрельский приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования». Существенным новшеством является пункт, касающийся оплаты педагогической практики студентов, а именно то, как отныне дифференцируется оплата субъектам, участвующим в организации педагогической практики: «Оплата труда руководителей практики от организации осуществляется организацией, от образовательной организации – образовательной организацией» (п.16). 

Ранее оплату образовательным организациям (школам, лицеям, детским садам) производило учреждение, организующее практику. Подобная система оплаты педагогической практики представлялась вполне логичной. Нововведение обернулось проблемой в первую очередь для образовательных учреждений, инициирующих проведение педагогической практики, перед которыми стоит задача подбора образовательных учреждений разного типа, готовых к сотрудничеству с колледжами, вузами на безвозмездной основе.
«Положение…» не прописывает конкретных вариантов замены материальной оплаты базам практики. Единственное, чем образовательная организация может «расплатиться» с базами практики, – творческие силы и посильная помощь студентов в организации и проведении учебно-воспитательных мероприятий школы или детского сада. После годами отработанной системы, регламентирующей оплату учителям, завучам и директорам согласно количеству студентов и фактически отработанному количеству часов практики, ситуация, при которой образовательное учреждение будет само определять, как поощрить своих сотрудников за наставничество, кажется как минимум неясной. Складывается ситуация, при которой «последовательное расширение круга формируемых у студентов умений, навыков, практического опыта» (п. 4 «Положения…») оказывается под вопросом.
Есть зацепка: сегодня рейтинг образовательного учреждения складывается из многих факторов, среди которых – социальное партнерство. Конструировать процесс педагогической практики придется таким образом, чтобы он являлся взаимовыгодным для всех его участников. Директора и заместители сходятся во мнении, что нужен пересмотр основ организации системы педагогической практики, переориентирование ее на качественный результат для каждого участника. Совершенно другая парадигма.

Рейтинг@Mail.ru