Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЯ НА ВЫРОСТ


Казарновский Сергей, Хурумов Станислав, Шугаева Ольга

Ритм, диалог, иерархия, часть, целое...

Примеры ключевых понятий для учебных дисциплин

Ключевое понятие – это интересно. Но как соединить абстрактную идею с конкретным предметом? Планируя работу в классе на год, педагоги стараются ответить на три главных вопроса: Как бы вы определили ключевое понятие года в контексте своего предмета? О каких проблемах могли бы говорить, используя это понятие? Какие аналогии, ассоциации, образы использовали бы, объясняя это понятие?

Вот примеры ответов преподавателей разных предметов...


5 класс. Понятие ритм.

– Ритм как последовательность восприятия (орнаменты).
– Алгоритм. Дробь.
– Ритм и цикл. Космос и Земля. Организм. Биоритм. Круговорот.

6 класс. Понятие диалог.

– Война и мир. Христианский мир и мир ислама. Взаимодействие сословий.
– Композиция. Основы композиции. Задний план и передний план. Чет и нечет. Фотография.
– Растения (строение и функция). Приспособляемость и мимикрия. Экология. Атмосфера.
– Виды чисел. Пропорции. Масштаб.

7 класс. Понятие иерархия.

– Новое время как кризис иерархий. Кризис представлений об устройстве мира (географические открытия). Кризис религиозных представлений (реформация). Сословный кризис (революции).
– Жанр как традиция. Жанр как функция. Жанровый элемент. Бытовые (речевые) жанры и художественные.
– Масса. Сила. Строение вещества.
– Степень. Функция и уравнение. Геометрические фигуры. Линейные уравнения. Аксиоматика Евклида. Формулы сокращенного умножения.

8 класс. Понятие часть.

– XIX век. Обыватель. Интеллигент. Буржуазный комфорт. Идеи прогресса.
– Роль и характер. Амплуа и маска.
– Человек (строение и функция). Анатомия.
– Агрегатные состояния. Начала термодинамики. Оптика (спор Гете с Ньютоном).

9 класс. Понятие целое.

– Государство и общество как системы. Тотальность и тоталитаризм.
– Систем а культуры. Направления и течения в истории культуры. Элитарная и массовая культура.
– Художественный текст как система. Уровни художественной системы: идеи, герои, предметы, слова.
– Жизнь как система. Эволюция. Генетика. Биоэтика.
– Механика. Электричество. Начала термодинамики. Точка бифуркации.

...а вот примеры тем срезовых работ в жанре эссе.

5 класс.  

– Жизнь – коробка конфет (Есть ли симметрия в везении?).
– Визит Оле-Лукойе (Как чередуются счастливые и страшные сны?).
– Бывают странные сближенья (Что с чем сравнивается и что чему фон?).

6 класс.

– Опасная и уязвимая флора (Как растения нас просят и как нами повелевают?).
– Кем быть в суде? (Что значит обвинять, судить, защищать?).
– Соответствия (Метафора как диалог явлений и идей).
– Культура тела (Физкультура как подражание образцам?).

7 класс.

– Определиться в главном (О чем мы думаем во-первых?).
– Культура и агрикультура (Возделывать и подчинять – одно и то же?).
– Перспектива и индивидуализм (Что и по отношению к чему является точкой отсчета?).
– Инертность (Что значит поступить «как принято»?).

8 класс.

– Зрячие слезы (Чем отличается сочувствие от участия?).
– Слух и миф (Слух как часть мнения и миф как мировоззрение).
– Короткое замыкание (Проводник как посредник между частями).
– Алхимия и слово (Реакция как влияние контекста).
– Живое и животное (Что значит «человек – животное»? Жизнь и смерть как части целого).
– Цитата-цикада (К чему отсылает и на что намекает цитата?).

9 класс.

– Распад атома (Может ли частица делиться на части?).
– Масса (Есть ли у массы части?).
– Недра и власть (что значит управлять целой страной?)
– Луч и тень (Что остается в тени и что выхватывает луч?).
– Цель оправдывает средства (Оправдывает ли средства целое?).
– Границы (Границы как способ понимать целостность и завершенность).

10 класс. Примеры тем итоговых исследовательских работ.

– Паразиты: парадоксальная история понятия. Вначале обозначение социального явления, затем биологическая характеристика, затем снова понятие, связанное с общественными отношениями.
– Евразия и Азеопа. Важнейший для России геополитический вопрос: что принять за ориентир? Европу или Азию? Что считать причиной, а что следствием? География как судьба и история или история как интерпретация географии?
– Карта и картина: связи между картой и картиной, между подражательным и условным изображением. Что считать условностью в изображении? Что такое знаковые системы?
Интеграл и дифференциал: применимость математических понятий при анализе социальных и художественных явлений. Есть ли связь у интеграла с интеграцией, а у дифференциала с дифференциацией?
– Ассоциация: разные типы связи в области химии, общества и эстетики. Ассоциации и социум. Вода как химическая и художественная ассоциация. Что к чему и почему притягивается?
– Сублимация: связь химических процессов, социальной деятельности и художественной практики. Кристалл как инстинкт и газ как вдохновение. Как возвышенное становится возвышенным? 

...А плакат «Не болтай!» превращен в «Болтай!»

6 класс, урок словесности, введение ключевого понятия диалог

В классе развешаны плакаты, транспаранты, призывающие говорить: философские высказывания известных людей, самих учеников, которые получили соответствующее задание заранее, пародийные слоганы. Например, известный плакат «Не болтай!» может быть превращен в «Болтай!».

Начало урока:

Ученики стоят, учитель здоровается с ними и просит садиться.

Вопрос: Можно ли назвать произошедшее между нами диалогом?

Обсуждается и адекватность замены речевого высказывания-реплики действием, за которым закреплен определенный смысл, и молчание как высказывание (вспоминается пословица «Слово – серебро, а молчание – золото»)… В ходе обсуждения на доске появляются ключевые слова: смысл, отношение...
Далее следует просмотр видеофрагмента какой-либо встречи-диалога на высшем уровне, где участник диалога – официальное лицо говорит о том, что состоявшийся диалог можно считать конструктивным, так как достигнута договоренность между сторонами.
Обсуждается, как понимать слово «договоренность». Важна мысль о том, что договоренность означает, что каждой стороной были достигнуты свои цели.
Появляется третье ключевое слово – цель.

Организуется работа в группах.

Группы получают конверты с заданием. Сообщается, что в каждом конверте – ДИАЛОГ! Задача команды – его услышать. И ответить на вопросы, сформулированные для всех одинаково:

1. Назовите участников предъявленного вам диалога.
2. Предположите, о чем они могут разговаривать.
3. Определите суть достигнутой в этом диалоге договоренности, если она возможна.
4. Можете ли вы стать участником этого диалога?
5. Что бы вы, как участник этого диалога, хотели высказать своим собеседникам?
6. Что нового и интересного, на ваш взгляд, может узнать человек, вступивший в этот диалог?
7. Что вам показалось в этом диалоге интересным, но пока непонятным?

В конвертах лежат:

1. Репродукция картины И.Н.Крамского «Христос в пустыне».
2. Первые страницы (фото) двух произведений «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина и «Белоснежка».
3. Напечатанное на карточке предложение «Из-под земли бьет горячий ключ».
4. Стихотворение Афанасия Фета «Заря прощается с землею...».
5. Фотография скопления людей (митинг, демонстрация…).

Группы имеют доступ к различным информационным ресурсам.

Примеры ответов шестиклассников:

1. И.Н.Крамской, «Христос в пустыне».
Диалог человека с самим собой, со своим вторым «я», своей совестью.

2. А.С.Пушкин, «Сказка о мертвой царевне...» и «Белоснежка».
Диалог фольклорного, народного идеала с литературным, с идеалом авторским.

3. Из-под земли бьет горячий ключ.
Диалог между частями речи. Согласование существительного и прилагательного. Переносное значение слова по сходству признаков, свойств. Диалог семантики слов в предложении.

4. А.Фет, «Заря прощается с землею...».
Диалог поэта с читателями. Диалог чтеца со слушателями.

5. Фотография скопления людей.
 Диалог власти и народа. Одного со многими.

Вариант окончания урока может быть таким. Каждому ученику предлагается сфор­мулировать-дополнить-продолжить-за­кончить фразу: «Диалог похож на…, потому что…, следовательно, …  ».

Экскурсия к Фемиде

6 класс, урок-консультация перед написанием эссе на тему «Кем быть в суде?»

Ученики выделяют ключевое слово в теме и самостоятельно пытаются дать определение понятия «суд». Называют ассоциации, связанные для них с этим словом.

Суд: справедливость, несправедливость, защита, обвинение, закон, диалог, мнение, суждение, заключение, система, организация, спор…

Учитель читает энциклопедическое определение слова. Ребята могут уточнить свое восприятие.Обсуждается, какие бывают суды: верховный, Линча, Божий, внутренний, военный, народный, суд присяжных, общественный, областной, суд истории. Прежде чем начать рассуждать о том, кем быть в суде, необходимо знать действующих лиц.

Учитель показывает фрагмент мульт­фильма «Алиса в Стране чудес», сцену суда, чтобы определить основных действующих лиц в суде: судья, адвокат, присяжные, обвинитель, подсудимый.

Что общего между всеми этими персонажами? (все они выражают свою точку зрения, а значит, высказывают суждение относительно того или иного случая или явления). Происходит ли между ними диалог? Важно ли слушать и слышать друг друга?

Учитель предлагает вспомнить такое понятие, как модальность, например, в системе английского языка (отношение говорящего к действию, которое он совершает). Можно ли соотнести модальность с действиями, которые совершает тот или иной участник судебного процесса?
В завершение урока преподаватель рекомендует ученикам обратиться к истории, проанализировать, насколько отличались суждения людей относительно определенных явлений, событий, поступков в разные времена. Кроме того, в разных странах существуют разные судебные системы. Можно сравнить их с нашей, отметить плюсы и минусы.


Если вы решили попробовать, то...

…важно уже на первом этапе добиться единомыслия в педагогическом коллективе: единого понимания целей, задач и технологий их достижений. Часто педагоги говорят о том, что такая работа на метапредметный результат отнимает время у сугубо предметной работы, а ведь все внешние измерители на данный момент «измеряют» именно предметный результат образования. Что ж, придется решить, что для нас важнее. При этом надо понять, что невыполнение кем-либо из педагогов хотя бы на каком-то этапе реализации программы своей части работы не позволит получить действительно качественный результат: нечего будет «срезать» на срезовых работах, не возникнет то знаниевое поле, в котором можно будет эффективно осуществлять интеграцию.
…придется составить программу сразу на несколько лет. Ключевые понятия можно выбрать любые – это зависит от решений и договоренностей внутри педагогического коллектива, от образовательных ценностей школы. Но какая-то логичная канва, стержень всех творческих поисков и перспектива деятельности необходимы.

…хорошо бы преобразовать школьное пространство, создать определенные смысловые области, разместить там некие объекты, провоцирующие детей на поиск связей между различными, казалось бы, не связанными друг с другом явлениями, событиями, фактами. Тогда и программа будет реализоваться органичнее, эффективнее.
…для постоянного обновления содержания программы, ее профессионального и личностного осмысления необходимо регулярно привлекать внешних партнеров (представителей высшей школы, специалистов из различных областей знаний). Они могут участвовать в управлении программой (как научные руководители), в отдельных мероприятиях (как гости, докладчики), могут консультировать, общаться с педагогическим коллективом…

…как можно внимательнее отнеситесь к тем формам-мероприятиям программы, где участвуют дети разных возрастов. Очень ценно, ибо по-настоящему присвоено только то знание, которое ты смог передать другим. Смог объяснить что-то сложное просто, чтобы это поняли все, кто специально данным вопросом не занимался.

Рейтинг@Mail.ru